«Я отношу себя к тренерам-демократам». Новый коуч Шахтера — о Динамо, Луческу и Фонсеке
Новоиспеченный главный тренер донецкого Шахтера Роберто Де Дзерби выступил на пресс-конференции после своего представления
Вчера горняки представили нового наставника, после чего состоялась большая пресс-конференция. Роберто Де Дзерби рассказал много интересного как о себе, так и о коллегах по цеху. Его слова приводит официальный сайт Шахтера.
«Противостояние с Луческу будет стимулом»
— Роберто, каковы ваши первые впечатления от Киева, Шахтера и тренировок?
— Я прибыл сюда с большим энтузиазмом и хочу получать удовольствие от работы. Прибыл в клуб, который считаю топовым. Футболисты здесь очень сильные, и я хочу привить им свое видение игры, быть для них примером. Первые впечатления великолепны. Мне кажется, все слишком прекрасно, чтобы быть правдой. У меня уже сейчас установились замечательные отношения с сотрудниками клуба. Игроки — профессионалы, достаточно серьезно относящиеся к своим обязанностям. У меня только недавно появилась возможность с ними познакомиться, и я рад тому, что увидел. Есть все предпосылки для того, чтобы провести великолепный сезон.
— В прошлом сезоне Шахтер впервые за много лет остался без трофеев в Украине. Одной из причин неудач называли слишком мягкий характер вашего предшественника Луиша Каштру. Вы считаете себя тренером-демократом или тренером-диктатором?
— Я бы не хотел вспоминать ничего из того, к чему не имею непосредственного отношения. Не скажу ни слова о прошедшем сезоне просто потому, что меня здесь не было. Да, я знаю, что Шахтер ничего не выиграл. Наоборот, для нас это дополнительный стимул — жажда побед, трофеев. Хотим показывать себя с наилучшей стороны. Думаю, что умный тренер не должен вести себя одинаково со всеми игроками и во всех ситуациях. Если возникнут такие ситуации, когда от меня понадобится твердость, не переживайте, у меня достаточно твердый характер, я смогу ее проявить. Познакомившись с одной группой футболистов, не думаю, что в работе именно с ними нужно проявлять себя в качестве диктатора, — это не принесет плодов. Я отношу себя к тренерам-демократам, но не будем забывать, что в конце концов в итоге все равно решаю я.
— Наверняка вы тоже знаете, что главным соперником Шахтера в Украине является Динамо, которое сейчас возглавляет Мирча Луческу. Вы родом из Брешии. Ваша юность пришлась в том числе на те годы, когда Мирча Луческу возглавлял эту команду. Наверняка вы даже ходили на стадион смотреть на его работу. Что думаете об этом тренере и о предстоящем соперничестве с ним?
— Когда Луческу работал в Брешии, я каждые выходные, каждый матч проводил в фанатском секторе Брешии — это самое жаркое место на трибунах. Луческу — великий тренер, маэстро по его опыту и мастерству. И для меня противостояние с таким сильным наставником будет дополнительным стимулом проявить себя с наилучшей стороны. Постараюсь подготовить свою команду наилучшим образом к матчам с Динамо. Знаю, насколько они важны.
— В прошлом сезоне Динамо выиграло все три внутренних трофея. Готовы ли вы сегодня заявить о том, что ваш приход — это конец гегемонии киевлян?
— Нет, я не возьму на себя такую ответственность. Это не говорит о готовности или неготовности. Любой человек, который знает футбол, не возьмет на себя такую ответственность. С другой стороны, если вы спросите у меня, готов ли я сделать все возможное, чтобы достойно встретиться с Динамо, то да, конечно, я с нетерпением жду этих матчей.
— 20 лет назад у Шахтера уже был итальянский тренер — Невио Скала. Игроки того периода рассказывали о том, что он иногда на базе сам мог приготовить спагетти. У вас есть такие же кулинарные способности, как были у Невио Скалы?
— Вы знаете, тренером быть достаточно сложно, поэтому с меня хватит и одной работы.
— Что для вас стало решающим в том, чтобы принять предложение Шахтера? Были ли предложения от других клубов?
— Хороший вопрос. Должен сразу сказать, что за время работы в Сассуоло я очень привязался к этому клубу, у меня были отличные отношения со всеми игроками. Когда принимал решение об уходе, я много общался с Сергеем Палкиным, Дарио Срной и Жозе Боту. Для меня было важно, что у нас одинаковый взгляд на футбол. Мы одинаково смотрим на игру. И было ощущение, что мы знакомы уже лет 20. Предложения от других команд поступали, но я был достаточно тверд в своем решении приехать сюда, в Киев, работать с Шахтером. Я сделал то, что хотел.
«Педриньо — футболист для Шахтера»
— Так сложилось, что стратегия селекции Шахтера строится на бразильских игроках. Прямо сейчас основа успеха — это они. Насколько вам, итальянскому тренеру, комфортно работать с бразильцами? Не будет ли язык проблемой в коммуникации? Все ваши предшественники знали португальский…
— Конечно, я согласен, это очень важный вопрос, но надеюсь, что у меня не будет никаких проблем. Помимо итальянского я владею испанским языком. Когда говорю на поле, бразильцы, как правило, меня хорошо понимают. Также владею английским. Надеюсь, с помощью моих ассистентов, переводчиков со временем я также смогу общаться и с украинскими игроками на русском языке.
— Вы провели свою первую тренировку в клубе. В ней были задействованы игроки, ранее выступавшие в аренде: Ефим Конопля, Вячеслав Танковский, Валерий и Артем Бондаренко, Даниил Сикан и другие. Можете ли вы сказать, что эти футболисты останутся в команде на следующий сезон? Собираетесь ли возвращать других футболистов из аренд? Например, в Турции выступает Оларенважу Кайоде, а Шахтер сейчас нуждается в форварде.
— Вопросы комплектации команды еще не завершены ни в каком направлении — ни в плане того, что кто-то может прийти в команду, ни в плане того, что кто-то ее может покинуть. У футболистов, которые сейчас тренируются с нами (те же Бондаренко, Танковский, Сикан), есть все шансы остаться в первой команде. И я не могу сказать, что увидел их впервые. Я знакомился с командой, отсматривал достаточно много видео. Конечно, мне нужно больше времени, чтобы посмотреть их в работе, то, как они тренируются, насколько готовы прежде всего в ментальном плане, потому что Шахтер — очень сильная команда. Понимаю, насколько сложно закрепиться в таком сильном коллективе. Я очень верю в способности Мудрика и Судакова — считаю, у них отличные шансы закрепиться в первой команде. Если мы хотим быть на самых высоких рубежах, на вершине, должны верить в молодых футболистов, и прежде всего — в молодых украинских футболистов.
— В одном из интервью вы говорили, что советовались с Паулу Фонсекой по поводу перехода в Шахтер. Что именно он рассказывал вам об Украине и клубе? Возможно, предупреждал о каких-то трудностях?
— С Фонсекой я разговаривал уже после того, как подписал контракт. Его мнение ни в коем случае не было решающим. Я сознательно отодвинул разговор с ним на период уже после подписания контракта, поскольку не хотел никаких подводных камней. Хотел избежать случайностей: чтобы он случайно не сказал мне чего-то плохого, чего, быть может, он сам и не хотел бы сказать. Мы общались, когда контракт уже был подписан.
— Вы уже влюбились в Киев? Что больше всего удивило в Украине? До переезда знали только Динамо и Шахтер?
— Я понимаю, что Киев большой и очень красивый город. Жаль, что у меня не будет возможности узнать его по-настоящему, ведь я приехал сюда работать, а работа тренера занимает фактически все сутки. Украинский футбол я знаю прежде всего по национальной сборной, которую сейчас возглавляет Андрей Шевченко, а у него практически весь тренерский штаб из Италии. Что касается Шахтера, возможно, для вас это будет сюрпризом, но я вас уверяю, клуб широко известен в Италии. Тамошние болельщики и специалисты знают футболистов по именам, прекрасно разбираются в команде и следят за ней. В Италии услышать «Шахтер» — это нормально, не диковинка и не сюрприз.
Что меня здесь удивило и что, как я думал, будет по-другому? Организация работы в клубе. Это невероятно. В частности для меня, итальянца, знающего ментальные особенности работы в своей стране. Я не ожидал, что здесь все будет организовано на таком высоком уровне. Когда впервые встретился с президентом, понял: все, что он делает в футболе, — от большой любви к футболу. Он настоящий фанат этой игры. Это очень компетентный в футболе человек, который хочет знать все, получить ответы на любые вопросы. И я вам скажу, что у меня есть еще одна цель помимо чисто футбольных, кроме выигрыша трофея и участия в Лиге чемпионов, помимо того, что я хочу привить Шахтеру красивый стиль игры. Я хочу добиться еще и того, чтобы президент вернулся на трибуны в качестве зрителя. Это будет одной из моих задач на время работы здесь.
— Первым летним новичком стал Педриньо. Хотелось бы услышать от вас характеристику футболиста и на какой позиции собираетесь его использовать. Не сказался ли некоторый «простой» в Бенфике, когда он не играл?
— Педриньо — это футболист для Шахтера. Игрок, который соответствует его уровню. Нет какой-то одной позиции — он может проявить себя на различных. И выбрать позицию для Педриньо совершенно не проблема.
«Команда должна быть с мячом»
— В прошлом сезоне Шахтер забил со стандартов всего 13 мячей — это лишь седьмой показатель. Для сравнения: у Динамо после стандартов было 23 гола. Какое место в системе Де Дзерби занимают стандартные положения и стоит ли ожидать повышения эффективности?
— Моя футбольная философия заключается в том, что команда должна быть с мячом. Конечно, стандарты важны, но важно также уметь играть и без стандартов. Мне кажется, если слишком много мячей забивается со стандартов, значит, в каких-то других аспектах есть недоработки.
— Определились ли вы с людьми, которые будут входить в ваш тренерский штаб? Можете ли назвать их имена?
— Я приехал со своим тренерским штабом, который был со мной в Сассуоло. Здесь присоединились два видеоаналитика, которые уже работали в Шахтере. Это большие специалисты, я оценил их способности. Плюс в моем тренерском штабе будут переводчики, которые помогут мне в общении с командой.
— Успели ли приблизительно ознакомиться с уровнем чемпионата Украины? Можете ли отметить игру каких-то команд или работу кого-то из тренеров?
— Я просмотрел некоторое количество матчей Шахтера в чемпионате Украины прошлого сезона. Попросил видеооператоров клуба подготовить мне определенный список со всеми поединками, где будет указано, кто тренирует соперников. Но в ситуации, когда мы ставим перед собой цель выиграть чемпионат, должны подчеркивать важность каждого предстоящего матча и ни в коем случае не недооценивать оппонентов. Ни с одной командой чемпионата Украины невозможно сыграть в полноги.
— Каково ваше наибольшее достижение в карьере? И чего вам нужно добиться с Шахтером, чтобы сказать: теперь вот это мое наибольшее достижение?
— Я в целом доволен своей тренерской карьерой. Считаю, получил достаточную компенсацию за свои труды. Я пять лет был наставником команд Серии А. Начал работать главным тренером в Серии А в возрасте 37 лет. В последнем сезоне мы с Сассуоло заняли восьмое место, и я считаю, что это максимум, который был нам под силу, предел наших возможностей. Мы выступили очень хорошо. По факту у нас нет никакого трофея, но я ощущаю себя так, будто выиграл что-то. Очень важно побеждать. Понимаю, в какой клуб я пришел. Мы обсуждали это с президентом. Важно не просто выигрывать, а понимать, каким образом добываются победы и выигрываются трофеи. Способ достижения успеха нужно выбрать в начале пути. Понятно, что победа, успех — это финишный отрезок. Но я как тренер должен выбирать путь, по которому пойдет команда. Если, например, забиваешь гол со стандарта или после 20-ти последовательных подряд передач, то можешь победить в обоих случаях, но это два разных способа достижения успеха.
— В прошлом сезоне Шахтер дважды сыграл вничью с Интером. Это был очень мощный результат, но команда добилась его, сыграв от обороны, отдав инициативу сопернику и обороняясь практически оба матча. Готовы ли вы отказаться от своего атакующего стиля, от владения и контроля ради того, чтобы добиться важных результатов в Европе?
— Футбол очень разнообразен по своей природе. Если мы говорим о том, что происходит сейчас, в отправной точке, конечно же, я не готов отказываться от своего стиля. Тем более что мой стиль — это фактически стиль Шахтера, стиль футбола, в который команда играла и до меня. Если в ходе какого-то матча я пойму, что будет правильно выпустить дополнительного защитника или отойти в оборону, сделаю это без колебаний.
«Моя семья остается в Италии»
— Кого из ваших бывших подопечных в Сассуоло вы хотели бы видеть в Шахтере? Насколько близок к переходу бразильский защитник Марлон?
— Я влюблен в каждого из футболистов Сассуоло, с кем мне довелось работать. Марлон в данном случае не исключение. А дальше, по большому счету, это вопрос клуба — как он решит и как поступит. Конечно, когда идет поиск игрока на определенную позицию, с определенными качествами, выбор происходит буквально между двумя-тремя вариантами. Вполне возможно, что одной из этих трех опций будет Марлон.
– Была информация, что вы с тренерским штабом не собираетесь привозить в Украину семьи. Не говорит ли это о несерьезности или нестойкости решения жить в Украине?
— Нет, это неверная информация, потому что некоторые члены моего тренерского штаба приедут сюда вместе с семьями. И потом, когда выполняешь такую работу, это по сути везение, привилегия — выполнять такую работу. И ты должен делать все, чтобы работать как можно лучше. Для этого нужно чем-то жертвовать. Быть на расстоянии с семьей — это как раз одна из таких жертв. Потому что кто-то из нас будет на расстоянии со своей семьей, и это объясняет ту готовность к работе, которая у нас есть сейчас, жажду борьбы и желание добиться чего-то вместе с Шахтером. Ради этого мы готовы от чего-то отказаться в своей жизни. Считаю, что возможность работать с Шахтером — очень важный этап в моей карьере и очень большой шанс. Думаю, что смогу здесь вырасти, стать лучше. И со своей стороны помогу Шахтеру вырасти и стать лучше.
— Вы сказали, что некоторые члены вашего тренерского штаба привезут свои семьи, но не уточнили о себе.
— На данный момент моя семья остается в Италии, но я надеюсь, что они будут часто приезжать.
— Проводя параллели с Паулу Фонсекой и с его первой пресс-конференцией, он тогда сказал, что его семья будет часто сюда приезжать. Все мы знаем, чем закончилась история Паулу Фонсеки и Украины. Вы не боитесь такого же сценария?
— Буду говорить только о себе. Я приехал сюда для того, чтобы работать тренером. С тем, как я работаю тренером, у меня остается слишком мало времени на личную жизнь. Поэтому ко мне с подобными вопросами лучше не обращаться — мои двери закрыты.
— Серия А достаточно красочна, болельщики там горячо поддерживают свои клубы, в то же время в Украине ситуация немного поспокойнее. Будет ли вам не хватать драйва чемпионата Италии? При этом Сассуоло и Шахтер нельзя сравнить, ведь Шахтер всегда был здесь лидером, а Сассуоло — клуб среднего уровня в своей лиге.
— Давайте не будем забывать, что в последние полтора года во всем мире практически не было болельщиков на трибунах. Естественно, любой тренер, любая команда хочет играть при полных стадионах. Мы понимаем, что футбол без зрителей теряет достаточно много.
Примеры для Де Дзерби: другие итальянцы в Шахтере задержались ненадолго