Интервью из прошлого. Виталий Кварцяный: «После победы над Динамо футболисты пили в раздевалке»
К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА мы решили открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдем место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет
Сегодня герой проекта — экс-тренер луцкой Волыни Виталий Кварцяный. Беседа состоялась в апреле 2005 года, когда Виталий Владимирович стал гостем редакции газеты.
— Когда Волынь выходит на разминку, уже от одного вида ваших футболистов соперник может ощутить чувство страха. Почему вы отдаете предпочтение высоким и мощным игрокам?
— Чтобы конкурировать на равных с командами, за которые выступают быстрые, техничные исполнители (а такие нам не по карману), нужно предлагать контраргументы. К таковым я отношу борьбу на всех участках поля. За счет того же Васи Сачко мы выиграли не один поединок. Своим атакующим футболистам я всегда говорю: «Вы должны вложить голову туда, куда защитник не поставит ногу». Да, нам не хватает скорости, но думаю, что, если мои «слоники» побегут, места будет мало всем. А пока играем за счет силы и атлетизма, с помощью длинных передач обрезаем пространство, обостряем игру.
— Легионеры быстро понимают ваши требований?
— Желание все усвоить у них точно есть. Разбор игры у нас занимает не меньше двух часов — футболисты слушают меня, открыв рот, но потом все забывают.
— Вы сказали, что для поддержания хорошего микроклимата в коллективе надо чаще собираться вместе. Трудно представить, например, нигерийца Омоко, выпивающего вместе с эстонцем Ряхном или боснийцем Круничем...
— За нарушение режима я футболистов ни когда не выгонял. Штрафуем, но деньги все равно потом возвращаем. Раньше, помню, женам отдавали.
А если кто-то хочет выпить, я не возражаю. Но при условии, что это никоим образом не скажется на тренировочном процессе. Иногда после победных игр ко мне подходит Вася Сачко и прямо спрашивает: «Можно мы в раздевалке пива выпьем?» Так было два года назад, когда мы в Луцке обыграли Динамо.
В прошлом году в Волыни играл Сергей Ковалец, который умел организовать команду. Он мне говорил: «Владимирович, чего вы кричите? Мы с ребятами съездим в лес на шашлыки, посидим, и все будет хорошо». Так что, если в меру, я совсем не против.
— Бывали случаи, когда футболисты не знали меры?
— Сианкама, например, мы отправили в Казахстан, на перевоспитание. Если захочет улучшить свою игру, мы его оставим в Волыни, если нет — продадим. За два года он, кстати, принес неплохую прибыль луцким барам и ночным клубам.
— Вы признались, что еще перед встречей с Борисфеном предчувствовали плохой исход для Волыни. Интуиция никогда вас не обманывает?
— Опыт частенько помогает предсказать, как сложится игра. Более того, увидев 10 разминок команды, я могу в девяти случаях угадать счет матча. Ошибаюсь редко.
— В нашей традиционной рубрике «Прогноз специалиста» Борис Воскресенский однажды угадал почти все результаты тура...
— Помню. Но исход матча Карпаты — Волынь он предсказать не смог. Мы выиграли во Львове со счетом 2:0, но многие почему-то не поверили в честность нашей победы и написали в газетах, что это был договорной поединок. Мы были в шоке. Я еще перед игрой чувствовал, что мы выиграем.
Когда наша команда два года назад победила Шахтер, я тоже за день до матча сказал одному бывшему футболисту Волыни, что мы обыграем горняков. Он пошел в букмекерскую контору и поставил на нас 1000 долларов, а выиграл 9000. Какой же здесь может быть договорняк?
— Тем не менее для многих Волынь остается самой непредсказуемой командой.
— Конечно, нам хотелось бы, чтобы мы были более предсказуемы в плане своих побед как, например, Шахтер. Работу тренера оценивают по результатам команды. А они у нас нестабильны.
— Виталий Владимирович, на последней послематчевой пресс-конференции вы говорили о низком качестве судейства...
— Я ни в коем случае не обвиняю рефери в том, что он помешал нам взять очки. Прежде всего я ищу вину в себе и в своих футболистах. Но на этот раз поднял тему квалификации рефери. В Борисполе, на мой взгляд, судейство не соответствовало уровню высшей лиги.
Все мы смотрим зарубежные чемпионаты. Там арбитры останавливают игру только в крайнем случае. А в матче с Борисфеном наше желание прессинговать и обострять игру попросту было разбито частыми остановками. Футболисты по пять минут «отдыхали» на газоне!
— Но ведь арбитр беспокоится о здоровье участников матча. Дашь слабинку — начнутся грязные подкаты, удары исподтишка...
— Конечно, нужно действовать в рамках правил, координационного отбора со всеми законами борьбы и единоборства. Но, если идет жесткая игра, не надо ее останавливать! Это приводит к боязни футболиста идти на любой стык, он просто имитирует борьбу. Страдает такой серьезный метод отбора мяча, как прессинг.
— Золотую середину между жесткостью и жестокостью найти непросто.
— Если судье тяжело, пускай идет на рынок торговать бананами. Арбитр должен стараться сохранить динамику игры. Своим футболистам я вообще запрещаю лежать на поле. Говорю им, что, если будете валяться больше секунды, выгоню из команды, урежу зарплату. Наверное, так своих игроков должны настраивать и другие тренеры.
— Во времена Союза качество судейства было выше?
— Безусловно. Тогда процентов 90 судей составляли люди, которые сами играли в футбол на высоком уровне. К примеру, Пьяных, Звягинцев, Вадим Шевченко... Сейчас квалификация арбитров сильно ухудшилась. На мой взгляд, некачественный контроль со стороны инспектора также накладывает определенный отпечаток. А ведь арбитры — очень важная составляющая украинского футбола. Не хочется, чтобы они выполняли роль якоря.
— Будь у вас возможность, вы бы хотели что-то изменить в своей тренерской карьере? Может, стоило стать, например, арбитром...
— Нет. Судьей я бы не стал. Не та у меня закваска. К тому же у наших арбитров низкий уровень квалификации, поэтому к обслуживанию серьезных европейских матчей их не допускают. За всю свою карьеру я не встречал ни одного арбитра, который бы сказал: «Ребята, ко мне не подходите, будем играть честно, по Латышеву». Хотя, возможно, другим тренерам попадались и такие рефери...
Евгений Гресь, Юрий Карман, Артем Омельяненко, Сергей Сытник, 28.04.2005