Интервью из прошлого. Сергей Федоров: «Лобановский сказал: «Какая Москва, Сергей? Все есть и здесь»
К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА мы решили открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдем место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет
Сегодня герой проекта — экс-защитник киевского Динамо и сборной Украины Сергей Федоров. В апреле 2006 года, накануне ЧМ-2006, газета КОМАНДА организовала прямую линию футболиста с читателями в одном из спорт-баров Киева.
— Сергей, много ли у тебя друзей, не имеющих отношения к футболу?
— Да, у меня есть приятели, которые не занимаются футболом.
— Но они ходят за тебя болеть?
— Конечно. Они — заядлые болельщики и, наверное, знают обо мне больше, чем я сам.
— Несколько дней назад в фан-клубе Динамо награждали мальчишек и девчонок, которые стали победителями конкурса «Нарисуй киевское Динамо». Семилетняя девочка Лина нарисовала Сергея Федорова. Жаль, что у нас нет этого рисунка, там ты похож на Добрыню Никитича. Кстати, где-то в прессе мелькало, что ты тоже рисуешь. Это правда?
— Да, я люблю рисовать в свободное время.
— Ты игрок с солидным стажем. Скажи, сегодня труднее совладать с нападающими, чем 10 лет назад? Если да, то в чем эта сложность?
— Сейчас футбол намного мобильнее, скорости возросли, стало меньше времени на размышления. Раньше форварды были по большей части индивидуалисты, любящие повозиться с мячом, обыграть. А сейчас игроки действуют в одно, максимум в два касания, причем все это на скорости, поэтому очень сложно с ними справиться.
— Ты часто идешь на столкновение, получаешь травмы. Создается впечатление, что ты не щадишь себя. Насколько это оправданно?
— Просто я не люблю проигрывать, поэтому отдаюсь делу до конца. Да, возможно, где-то это неоправданно, но это меня характеризует. Я такой человек.
— Когда ты появился в детской школе Динамо?
— В семь лет.
— У тебя есть брат, который тоже играл в Динамо, но не достиг таких успехов...
— Да, он играл вместе с Алексеем Михайличенко, тоже долго сидел в дубле. Брат старше меня на 12 лет.
— Как ты коротаешь время в самолете?
— Обычно беру книгу или ноутбук, решаю кроссворды.
— Есть ли такая страна, в которой ты не был, но хотел бы побывать?
— Очень хочется съездить в Америку.
— Игра какого европейского защитника наиболее импонирует Сергею Федорову?
— Без сомнения — Паоло Мальдини.
— Против какого украинского нападающего тебе сложнее всего играть?
— Не хотелось бы раскрывать свои секреты. Могу сказать одно — в украинском чемпионате появилось достаточно много ребят, с которыми трудно справиться, много скоростных футболистов, однако не хочется выделять кого-то конкретно.
— Ну а манеру своих соперников ты хорошо знаешь? Чего можно ожидать от того или иного форварда?..
— Я всегда заранее выбираю тактику — играть плотно или оставлять зазоры, играть на опережение или действовать позиционно, ждать противника. Со всеми по-разному получается.
— Тебе, кажется, приходилось выходить на подиум...
— Да, недавно, меня попросил об этом Владислав Ващук. Он представил новую коллекцию одежды.
— И что ты демонстрировал?
— Там была молодежная одежда, приуроченная к чемпионату мира. Это было довольно интересно, к тому же Влад — мой друг. Он попросил, и я с удовольствием поучаствовал в этом мероприятии.
— Будет ли сборная Украины брать на чемпионат мира своего повара?
— Вот этого я не знаю. Хотя я был бы не против.
— Раз уж мы коснулись темы еды, скажи, какую кухню ты предпочитаешь?
— Самую разнообразную. Украинскую, например, люблю мясные блюда. Любимое, наверное, вареники, но каких-то особых пристрастий у меня нет.
— А динамовские бразильцы чему отдают предпочтение?
— Я к ним в тарелку не заглядывал (смеется). Но, думаю, они не жалуются, как их кормят.
— Снятся ли тебе футбольные сны?
— Да, иногда.
— Когда Оболонь стала спонсором национальной и молодежной сборных Украины, Сергей Ребров сказал, что если и пьет пиво, то Оболонь. А какие у тебя пристрастия в этом плане?
— Конечно, после игры иногда выпиваю бокал-другой пива. Это помогает восстановиться. Бывает, что и на допинг-контроле приходится выпить этого напитка. Что касается марок, то я тоже предпочитаю Оболонь.
— Сергей, какое у вас самое любимое имя?
— Их у меня два. Это имена моей супруги Златославы и дочки Софьи.
— Какие виды спорта, кроме футбола, тебе нравятся? Вот Сергей Ребров, к примеру, был на баскетбольном финале четырех.
— Когда мы находимся на базе, то смотрим хоккей, баскетбол, матчи НБА. Сейчас вот за БК Киев следим, там у нас есть друзья, знакомые. Те же югославы приезжали к нам на базу, мы знакомились.
— Сергей, готов ли кто-то из игроков Динамо провести показательную тренировку для тинейджеров?
— Конечно. Только надо учитывать, что у нас мало свободного времени, поэтому готовиться нужно заранее. Само предложение хорошее.
— Шацких когда-то играл с болельщиками в боулинг. Готов ли ты посвятить свое время болельщикам?
— С удовольствием.
— Какое материальное вознаграждение полагается игрокам сборной Украины в случае успеха на чемпионате мира?
— Нам сказали, что если все пройдет отлично, то нас не обидят. Суммы не назывались, но говорили, что все будет хорошо.
— Сергей, ты неоднократно играл против Рауля. Как ты оцениваешь его игровые качества и ждешь ли встречи с ним на чемпионате мира?
— В Реале он пока не особо выступает, там очень высокая конкуренция. Команда потратила много денег на приобретение новых исполнителей, и их надо ставить. Сейчас Рауль не в той форме, в которой подойдет к чемпионату мира. Я, конечно, настраиваюсь на то, что буду просматривать его игру, если придется сыграть на мундиале, но пока больше ориентируюсь на Торреса. Сейчас очень сложно сказать, как и против кого я буду действовать. Надо смотреть, анализировать.
— В твоей карьере наверняка были случаи, когда пенальти назначались по твоей вине. Как ты относишься к таким эпизодам — как к рабочим моментам, или, возможно, упрекаешь себя, что где-то недоработал?
— Если честно, я даже не припомню, чтобы я фолил в своей штрафной. Я стараюсь чисто отобрать мяч, это гораздо лучше, чем просто прыгнуть и свалить игрока, а уж в штрафной и подавно.
— Соперники тебя часто провоцируют на фол?
— Очень часто. И дергают, и говорят разные гадости, и наступают на ноги... Надо просто не поддаваться на провокации. Я считаю, что могу морально уничтожить противника уже тем, что не дам ему нормально сыграть.
— Алло, вас беспокоит Алексей из Киева. У меня два вопроса. Кто из зарубежных форвардов был для вас наиболее неудобным и с кем из знаменитостей вы хотели бы поиграть в одной команде?
— Очень сложно было действовать против Анри. Это классный нападающий, он все старается делать на скорости, и уследить за ним чрезвычайно трудно. А в одной команде хотелось бы поиграть со многими футболистами. Роналдиньо, Мальдини, Кан... Их очень много.
— Чемпионат мира — это большая ярмарка. Если удастся хорошо выступить, и вам поступит предложение от европейского клуба, вы готовы его рассматривать?
— Конечно, мне хочется себя показать с наилучшей стороны, тем более что мне уже 31 год. В принципе, я не против, если все будет складываться хорошо, поиграть за рубежом. Но в любом случае пока у меня все в порядке.
— Сергей, добрый день. Вас беспокоит Инна. Я живу в Киеве, люблю спорт, но футбол — особенно. У меня такие вопросы: какую вы любите кухню и в каких ресторанах предпочитаете ужинать? Куда вы любите ходить с женой и ребенком? Какие места посещаете?
— Я очень люблю украинскую кухню, а также японскую. В Киеве я предпочитаю посещать рестораны "Козырной карты" — их в столице пять. Когда у меня появляется свободное время, я, конечно, провожу его с семьей. Мне больше всего нравится гулять с дочкой в Мариинском парке, там очень красиво.
— На какой машине ты ездишь, и приходилось ли тебе платить штрафы гаишникам?
— Я езжу на Мерседесе S-класса. Последний случай произошел, когда я ехал сюда, меня остановили, так как я немного нарушил правила. Просто по-другому там невозможно было выехать. Правда, инспектор узнал меня, мы немного поговорили, и он отпустил меня, хотя и предупредил.
— Здравствуйте, у меня вопрос к Сергею. Приходилось ли вам играть на другой позиции, и нет ли у вас желания попробовать себя в другом амплуа?
— Да, я в юношеском возрасте играл центрального нападающего, довольно успешно, но лучше получалось действовать в обороне.
— Сергей, подготовка к чемпионату мира подразумевает массу запретов. Если бы ты был тренером, какие запреты ты бы ввел обязательно, а на что смотрел бы сквозь пальцы?
— Быть главным тренером — дело опасное. Если запрещать, то надо оценивать реальность осуществления этих запретов. Ведь люди все равно многие вещи будут делать тайно.
— Но мобилки бы запрещал?
— У нас вообще-то принято выключать мобильный телефон, когда перед матчем заходишь в автобус. Нужно ведь настраиваться на игру и чужой разговор этому мешает. Да, пожалуй, мобильные я бы запретил.
— На компьютере в футбол играете?
— Да, это достаточно интересно. Хотя сейчас появились приставки SONY — PSP. На них тоже довольно увлекательно играть в теннис, футбол... Опять же очень хорошее времяпровождение в автобусе или самолете.
— Алло, меня зовут Богдан. Я из Харькова. Я хотел бы спросить, как вы учились в школе?
— Я закончил школу без троек, у меня была половина четверок, половина пятерок.
— Под каким номером ты бы хотел играть?
— Я всю свою футбольную жизнь хотел выступать под третьим. Тем более у меня кумиром был Сергей Балтача, который также играл под этим номером, и в юношеских командах тройка была моей. Хотя когда пришел в первую команду Динамо, за третий номер была борьба, и поначалу у меня был, дайте вспомнить... двадцать третий. Потом семнадцатый. А когда ушел Леша Герасименко, я забрал себе тройку. Это число для меня вообще счастливое, ведь у меня и дочка родилась третьего января. Словом, число три абсолютно всегда со мной. Это касается даже номеров моей машины.
— В спортивных менеджерах не хотели бы потренировать самого себя?
— Младший брат моей жены увлекается компьютерами, он показывал мне эти компьютерные игры, фамилию Федоров. Мы с ним сыграли пару раз, было интересно.
— Добрый день. Вас беспокоит Власенко Александр из Киева. Сергей, вы пережили смену нескольких наставников, сейчас вас тренирует Анатолий Демьяненко. Складывается такое впечатление, что он больше товарищ футболистам, чем жесткий коуч. Каким образом он воздействует на игроков, обладающих столь разными характерами?
— Очень сложно быть тренером, особенно когда ты некоторое время участвовал со своими подопечными в тренировках будучи футболистом. Однако ребята прекрасно понимают, какая огромная ответственность лежит на его плечах — и какая на наших. Тем не менее мы всегда стараемся его поддерживать, выполнять все его установки и все пожелания.
— Как вы восстанавливаетесь после тяжелых поединков?
— Я беру семью, и мы отправляемся на дачу. Сейчас потеплеет, так вот, повешу гамак и буду отдыхать.
— Здравствуйте. Меня зовут Юля. Есть вопрос к Сереже. Я была на матче, когда играли Динамо и Днепр. Всех интересует, почему вас не было ни на поле, ни на скамейке запасных.
— У меня был рецидив старой травмы — проблемы с голеностопом, поэтому я не мог тренироваться, мне пришлось лечиться.
— Если состоится "золотой матч" между Динамо и Шахтером, кто, на ваш взгляд, его должен обслуживать — украинский судья или зарубежный?
— Нашим арбитрам, конечно, труднее судить такие поединки. Но это не имеет особого значения. Важно, как команды будут играть. Если одна сыграет на порядок сильнее, то никакой рефери ничего не сделает.
Дословно
«Стараемся не ругаться»
«Планирую ли я поиграть в каком-то из европейских клубов? Пока что не собираюсь никуда уходить, меня все в Динамо устраивает. Хотя не скрою, варианты относительно моего ухода из киевской команды были, и даже весьма конкретные. Однако меня убедили остаться, и сейчас я абсолютно не жалею о своем пребывании в этом великом коллективе.
Два года подряд меня звали в московский ЦСКА, но тогда еще Валерий Васильевич Лобановский говорил: «Какая Москва, Сергей? Все есть и здесь». Также в свое время мне поступали предложения от Ростова, Шинника, Терека, но я продолжаю хранить верность Динамо. Я с детства мечтал играть в этом клубе. Здесь, в Украине, хотел сделать себе имя. Добивался этого с детско-юношеской школы вплоть до попадания в основной состав первой динамовской команды. Хотелось бы выиграть со своим родным клубом какой-то еврокубок.
Сборная, выход на чемпионат мира — это было уже потом...
— Известно, что в Динамо существует система штрафов. За что в клубе наказывают жестче всего, и приходилось ли вам платить?
— Пунктов в этой системе очень много. Это и опоздания, и неспортивное поведение, и неоправданные желтые и красные карточки. За мат? Во всяком случае, стараемся не выражаться (улыбается). Иногда приходилось раскошеливаться — наказывали за опоздание на тренировку. Ничего, это нормально. Жалко, конечно, но никуда не денешься...»
«Начинал нападающим»
— Когда Саша Шовковский в семь лет пришел в школу Динамо, где он хотел стать нападающим, а ему порекомендовали попробовать себя в роли вратаря, он сам и его мама плакали. Ты ведь тоже хотел быть форвардом...
— А я и был им — в детстве. Потом я постепенно стал отходить назад, пока тренер не посоветовал попробовать себя в защите. Так я стал защитником, хотя в детско-юношеской школе иногда играл на позиции нападающего — и довольно удачно.
— Не обидно, что в итоге так и остался защитником?
— Конечно, слава сегодня в основном достается форвардам, но настоящие ценители футбола, которые в нем разбираются, понимают, что к чему.
— Алло, меня зовут Светлана. У меня к вам два вопроса. Сергей, вы защитник, но при этом забиваете немало голов. Какой из них был наиболее запоминающимся?
— Их было достаточно. Самого-самого, возможно, и нет, но отмечу тот, который я забил в Лиге чемпионов Интеру, и, наверное, гол, принесший победу нашей сборной над командой Армении, когда мы играли во Львове.
«Пиротехника мешает играть»
— На последних матчах часто случается, что обижают болельщиков, бывают столкновения с милицией...
— Сейчас и болельщик такой пошел. Раньше были, в принципе, те же фанаты, но вели они себя как-то чинно и благородно.
— Как можно примирить милицию и болельщиков?
— Я не знаю, наверное, фан-клубы должны этим заниматься. Возможно, надо договориться с милицией о каких-то правилах поведения на стадионе. Что-то можно разрешить фанатам, что-то нельзя. Но все это трудно сделать, потому что когда человек болеет, его переполняют эмоции и так далее.
— Нравится ли тебе использование пиротехники наподобие той, которая бывает в Италии, Турции?
— Нет, конечно. Это сильно отвлекает от игры. Тем более что петардой можно попасть в голову, можно оглохнуть от взрыва. Все это я не поддерживаю. Мне кажется, это можно делать после поединка, в честь хорошей победы...
Сергей Демьянчук, Александр Липенко, Игорь Щукин, 27.04.2006