Интервью из прошлого. Дмитрий Михайленко: «В Израиле на машину футболиста может обрушиться град камней»
К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА мы решили открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдем место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет
Сегодня герой проекта — экс-полузащитник Днепра, Динамо и сборной Украины Дмитрий Михайленко. Значительная часть беседы, состоявшейся в конце 2005 года, была посвящена воспоминаниям футболиста о его израильском периоде карьеры.
— Дмитрий, как начался твой путь в спорте?
— Мой старший брат Александр слыл в родном Кировограде перспективным молодым футболистом, и я часто ходил смотреть на его тренировки. Меня эти занятия так увлекали, что решил последовать его примеру— так и породнился с мячом.
Родители одобряли наш выбор и считали, что лучше быть «при деле», чем бесцельно болтаться по улицам. Конечно, когда в 12 лет я уезжал в Днепропетровский спортинтернат, они не хотели отпускать меня, но решающее слово было за братом, и сопротивление было сломлено. А уже через пять лет меня пригласили попробовать свои силы в Днепре.
— Предложение от Динамо в 1994 году стало для тебя неожиданностью?
— У меня остались только хорошие воспоминания о времени, проведенном в динамовской семье, сплоченной одной целью. Но из-за травмы я вскоре перестал попадать в основной состав. Наступило время что-то изменить в жизни и найти возможность для дальнейшего роста.
— И приглашение из Тель-Авнаа поступило как раз вовремя?
— Я не жалею, что принял решение поиграть в Израиле. Хапоэль оказался хорошим клубом, я быстро нашел общий язык и с тренером, и с игроками. Потом на правах аренды попал в иерусалимский Бейтар. Клуб был на грани банкротства. Стояла задача остаться в высшей лиге, и мы с трудом, но выполнили ее. Сложнее всего было адаптироваться к климату, очень тяжело переносил жару.
Израиль — гостеприимная-страна, с теплотой вспоминаю период моей жизни на Земле Обетованной. У меня появилось много свободного времени, что для украинских футболистов большая редкость. С семьей ездил на экскурсии по стране, записался в бассейн, фитнес-клуб, приобрел новых друзей, с которыми до сих пор общаюсь и встречаюсь во время отпуска. Меня поразил своей красотой Иерусалим, это незабываемые ощущения, — ходить по святым местам.
Была и другая сторона медали. Время моего выступлении за Бейтар совпало с периодом многочисленных террористических актов в Израиле. В новостях рассказывали об очередных взрывах, часто звучали сирены. Я был в постоянном напряжении, опасался выходить на улицу с ребенком.
— Отличается ли менталитет израильских игроков от украинских?
— Существенно. Украинские футболисты, не попав в «основу», очень пережидают и воспринимают это чуть ли не как трагедию. А для израильтян всегда на первом месте семья, главное для них, чтобы дома все было хорошо. Они не убиваются по поводу каких-то нереализованных моментов во время игры. Поначалу я близко к сердцу принимал неудачи на поле, но тренер научил меня быть более сдержанным.
— А болельщики в Израиле похожи на наших?
— На мой взгляд, израильтяне более эмоциональны. Для них футбол — своеобразная отдушина на фоне неблагоприятных политических событий. Они болеют за любимую команду всей душой, а ее неудачи воспринимают как собственные. Поэтому после плохой игры на автомобили футболистов запросто может обрушиться град камней. Но если игрокам везет на поле, та верные фаны буквально носят их на руках. В Израиле люди более открытые и темпераментные. Наши болельщики гораздо спокойнее, украинцы свое недовольство выражают или свистом на трибунах, или нелицеприятными высказываниями на Интернет-сайтах.
— Ближневосточная кухня понравилась?
— Да, оценил хумус и фалафель из бобовых. Жаль, что в нашей стране не распространены эти блюда. Восточные специи придают им пикантный вкус. А вот от анисовой водки (араки) я не в восторге. Непросто было привыкнуть и к определенным правилам сочетания продуктов. Например, на завтрак футболистам предлагали хлеб, сыр, йогурт и… 10 видов рыбы в маринаде.
— Кто вызывает у тебя чувства восхищения?
— В футбольном мире — это Жозе Моуриньо. Он умеет добиваться результата с любой командой. Преклоняюсь перед творчеством Набокова, очень люблю музыку групп Rolling Stones, U-2. Актерское мастерство Роберта Де Ниро тоже не оставляет меня равнодушным. А встретиться хотел бы с кубинским лидером Фиделем Кастро.
— Сладишь за модой?
— Да, но не считаю себя ее рабом. В Киеве на Сезонах моды побывал на показе коллекции Оксаны Каравай. В жизни предпочитаю стиль casual, не люблю пиджаки. Но недавно пошил костюм, и, как мне кажется, он даже идет мне. Может быть, через несколько лет костюмы станут моей любимой формой одежды. Большинство футболистов пристально следят за модой, и для них выглядеть современно — уже профессиональная черта.
— Автомобиль — тоже часть имиджа?
— Я не фанатею от машин, как некоторые коллеги, которые авто меняют каждый год. Помню времена, когда брал напрокат «Волгу» у тестя, и друзья говорили, что я похож на бывалого таксиста. Сейчас у меня «Хонда» красного цвета, а до этого были «Жигули», «Опель» и «Мерседес».
— Это правда, что дли друзей ты являешься душой компании?
— Нужно спросить у них (улыбается). Я — коммуникабельный человек, легко схожусь с людьми и никогда не чувствую себя закомплексованным. Признаюсь, что частенько подшучиваю над одноклубниками. Особенно любим подтрунивать друг над другом вместе с Мелащенко. В последнее время живу на базе, где компанию мне составляют Русол и Костышин — как правило, свободное время проводим вместе.
— Я видела тебя в компании с ними на теннисном турнире Privat Bank Cup. Интересуешься этим видом спорта?
— Каждый год бываю на этих соревнованиях, вот и пригласил одноклубников на церемонию открытия. Кроме того, мы посетили поединок Руседски и Куницына, а также финальный матч Нормана и Слютера. Международный турнир — достаточно яркое событие для нашего города. Тем более, скучно жить все время на базе. Мы уже шутим, что потихоньку начинаем дичать и лесных обитателей, особенно белок, видим чаще, чем людей.
— Неужели на базе нельзя найти развлечение?
— У нас нет бильярдного столпа, поэтому проводим импровизированные теоретические занятия, изучая азы этого вида спорта под руководством Мелащенко. Он — признанный король бильярда местного масштаба. Кроме того, по вечерам смотрим спортивные каналы.
— В сети «всемирной паутины» попал?
— Долго в Интернете не могу находиться, захожу только за необходимой информацией. Узнаю последние результаты матчей, читаю рецензии на фильмы, музыкальные и книжные новинки.
— А какие у тебя литературные пристрастия?
— Меня поразил сборник рассказов Пелевина, вне конкуренции «Набоков о Набокове». Сейчас на смену легкому чтиву Акунина приходят детективы Артуро Переса-Реверте — действие в них тоже привязано к историческим событиям. Прочитал в оригинале «Гарри Поттера». Литературный вкус у меня сформировался давно, еще лет 10 назад.
Ольга Долинина, 10.12.2005