Полузащитник бельгийского Кортрейка мечтает когда-нибудь надеть футболку национальной сборной Украины О выступлениях Андрея ТОТОВИЦКОГО в Бельгии слышали, наверное, многие. А вот о том, как складывалась его футбольная судьба в юности, знают единицы. А в этой истории была одна интересная деталь, о которой вы можете прочитать во второй части нашего интервью с полузащитником.
«Моя первая футболка была с фамилией Шевченко на спине»
— Андрей, ты сейчас выступаешь в Бельгии. А в детстве о каких высотах грезил?— Сейчас и не вспомню. Просто хотелось играть в футбол.— Матчи какого клуба смотрел чаще всего?— Не скажу, что чаще, но болел за итальянский Милан.— А из отечественных команд какой отдавал предпочтение?— Шахтеру.— На твоей малой родине было больше поклонников горняков?— Нет. В Сарнах, откуда я родом, практически все переживают за Динамо. Я был в меньшинстве (улыбается).— Какая у тебя была первая футболка?— Андрея Шевченко с седьмым номером на спине, времен его выступлений в Милане. Это был мой футбольный кумир.— Теперь, наверное, твоя мечта — сыграть под руководством этого тренера в составе национальной команды?— Конечно. Я часто об этом думаю. — Ты сам -- с Западной Украины. Когда уже занимался футболом, не приглашали во Львов, в Луцк?— Родители были против. Позже я уехал в киевский РВУФК. Там все было так строго, будто находился в суворовском училище. Благо рядом жил мой дядя, который часто меня навещал.— Когда приехал в Киев, уже считал себя футболистом?— Нет, конечно. Наоборот, было тяжело, поскольку нас постоянно пугали, мол, из 20-ти человек учебу в лучшем случае закончат только двое — и еще не факт, что пойдут по карьерной лестнице. Но для себя я поставил цель во что бы то ни стало идти до конца. Мне было бы стыдно, если бы меня выгнали.Я неплохо учился, и на тренировках многое получалось, но однажды воспитатель завалил меня на зачетах, и тренер не особо хорошо обо мне отзывался. В итоге меня условно перевели на следующий год учебы. Хорошо, что вскоре сменился наставник, и с того момента у меня все пошло нормально.
«Выступления в Ильичевце и Заре всегда вспоминаю с теплотой»
— А почему у тебя не сложилась карьера в столице?— На юношеских соревнованиях наша команда 15-летних вышла в финал. Перед турниром директор интерната вызвал меня и еще одного парня, чтобы подписать контракт с Динамо-3. Однако мы отказались, поскольку руководство хотело убрать нашего тренера Павла Неверова. Хотя перспективы, возможно, были неплохими, ведь я был на карандаше у наставников сборной U-15.В итоге нашего тренера пригласили в Динамо, и он забрал нас в структуру клуба. Но там, как оказалось, тоже было несладко. Мы пришли из интерната в коллектив, где, по сути, все ребята были киевские. На различных родительских собраниях многие поднимали бучу, мол, зачем в команду пригласили этих провинциалов. Давление было сумасшедшее, поэтому и закрепиться в Динамо было сложно. Со временем я все-таки попал в дубль. Со мной часто разговаривал покойный ныне Валентин Белькевич, помогал, подбадривал, я в свою очередь старался и даже, может, это и прозвучит нескромно, был уверен, что в Динамо у меня получится. Однако главный тренер команды Владимир Федорович Мунтян прямым текстом сказал, что я не вхожу в его планы. На этом моя история со столичным клубом и закончилась. Попасть в Шахтер мне помог случай. На тех же юношеских соревнованиях, о которых я говорил выше, присутствовал и тогдашний директор академии горняков Патрик фон Лиувен, который приглашал меня в донецкий клуб. Спустя время я воспользовался этой опцией (улыбается) и ни о чем не жалею.— На высшем уровне в составе Шахтера ты провел в чемпионате только один матч, пройдя горнило элитного дивизиона с Ильичевцем и Зарей. Аренда пошла тебе на пользу?— Безусловно. Об этом времени я всегда буду вспоминать с теплотой. В Мариуполе наставником команды был Николай Петрович Павлов, о котором уже столько говорили, что он -- мастер работы с молодежью, что мне и добавить нечего (улыбается). Он все время был на стороне футболистов, всегда держал слово. В общем, я счастлив, что поработал под началом такого специалиста. Различные тесты, которыми славился Николай Петрович, я проходил безболезненно, так что у меня там все было в порядке.Рад, что удалось поиграть и под руководством Юрия Николаевича Вернидуба. Но что еще очень важно — у нас был лучший коллектив из всех, где мне приходилось выступать. Наша сплоченность часто помогала и в поединках. Думаю, и результаты у нас были достойные.
«Непопадание сборной на чемпионат мира не стоит превращать в трагедию»
— Как думаешь, из бельгийского чемпионата сложнее попасть в сборную?— Трудно сказать. Я не знаю, следят ли вообще за мной тренеры национальной команды. Но хочется в это верить.-- Были ли мысли весной 2016-го, когда ты начал забивать, что получишь вызов в сборную на Евро?— Если честно, да. По-моему, я даже был в каком-то расширенном списке, но дальше дело не пошло. Что ж, буду работать, чтобы не только попасть в расширенный список, но и выступать в сине-желтой футболке. — Видел все матчи национальной команды в текущем отборочном цикле?— Конечно. Мне нравится нынешняя тактика. Сборная старается контролировать мяч. Хотя, конечно, сейчас идет перестройка, все делается на перспективу. На мой взгляд, в следующем отборе команда сможет выстрелить.Так что, думаю, даже непопадание на чемпионат мира не стоит воспринимать как трагедию. Впрочем, сине-желтые еще не потеряли шансов на хорошие позиции в своей группе и просто так не сдадутся.Сергей ДЕМЬЯНЧУКЧасть 1