Вячеслав Грозный: «Думаю, топ-клубы и УЕФА найдут компромисс»
Известный украинский специалист специально для КОМАНДЫ 1 прокомментировал европейский футбольный скандал, который возник после создания топ-клубами Суперлиги
— Вячеслав Викторович, как вы отреагировали на инициативу европейских топ-клубов, которые решили создать Суперлигу отдельно от УЕФА?
— На мой взгляд, в данной ситуации всем нам: тренерам, федерациям, функционерам, специалистам, экспертам и болельщикам нужно убрать эмоции, чтобы разобраться в том, что случилось. Категоричность свойственна невеждам, поэтому надо реально оценивать происходящее со всех сторон, ведь большинство видит вершину происходящего. Я тоже не все понимаю, но пробую анализировать, задавать вопросы. Кто, что и почему хочет изменить происходящее в нынешнем европейском футболе. Очевидно, что противостояние между топ-клубами и УЕФА началось уже давно. Скорее всего, именитые клубы хотят быть равными партнерами с УЕФА в контексте турнира Лиги чемпионов. Они не хотят вмешиваться в работу УЕФА, они хотят равные права именно на этот турнир.
Больше 20 лет назад президент Милана Сильвио Берлускони организовывал похожие встречи для организации Суперлиги. Он искал финансирование. Желающие всегда были, но финансирования для такого большого проекта не было. В 2000 году была создана G-14, и она активно дискутировала с УЕФА, предоставляя свои аргументы. В итоге в 2008 году произошла трансформация еврокубков. Многие вопросы были решены, но торги всегда шли между топ-клубами и УЕФА.
Почему клубы сейчас так активно выступили с инициативой создания Суперлиги? Нужно поставить себя их на место. Огульно критиковать нельзя. Ведь они тоже развивают футбол, вкладывают в него большие деньги. Поэтому логично, что хотят компенсации в распределении доходов. Как я понимаю, большие клубы хотят большего представительства клубов в Лиге чемпионов от своих стран, хотят на равных распределять доходы от прибыли. К слову, ранее в результате таких торгов топ-футбольные страны получили по четыре представителя в ЛЧ, Украина тоже получила два места. Хотя раньше такой возможности не было.
Богатые клубы не все устраивало, но они не были против кого-то, они больше думали о своих странах. Они за увеличение прямых путевок в ЛЧ, изменение распределения доходов. Они считают, что УЕФА большую часть доходов берет себе, а клубы имеют право тоже на больший куш. Солидарные платежи выплат маленьким странам их тоже не устраивают. Они рассуждают так: почему за счет своих доходов они поддерживают маленькие страны и маленькие клубы?
Обе стороны, и клубы, и УЕФА можно понять. В данной ситуации нужно понимать, что процесс дискуссии начался уже давно. Ситуация с коронавирусом подтолкнула клубы к активным действиям, потому что они потеряли болельщиков, увеличились долги, поэтому начали искать выход из ситуации. Обсуждали ли они Суперлигу с руководством УЕФА? Возможно, но не найдя компромисс, нашли выход из ситуации, найдя спонсора из США. Берлускони в 1998 году не нашел, а сейчас такой источник финансирования появился, ведь американский инвестор готов только за участие каждому клубу платить по 400 миллионов долларов, а потом еще по 200-300 за каждый сезон. Большинство увидело в этом экономический эффект. Они хотят играть, как в НХЛ и в НБА. Для УЕФА это неприемлемо. Очевидно, после того, как не нашли компромисс с УЕФА, они сделали это самостоятельно.
— Как ситуация будет развиваться дальше?
— В пятницу УЕФА может быть принято какое-то решение в отношении топ-клубов. Но я думаю, что в итоге Суперлиги не будет. Если УЕФА запретит судьям работать в Суперлиге, потом игрокам участвовать в матчах сборных? Но если топ-клубы не будут участвовать в турнирах УЕФА, ценность ЛЧ и ЛЕ тоже упадет. Думаю, поскольку компромисса найти не получилось, клубы пошли на такой шантаж. Идет борьба за влияние, за деньги. Шантажируют, чтобы найти компромисс. Их интересует только Лига чемпионов или Cуперлига, которую они создали. Может, будет в итоге Cуперлига УЕФА. Но клубы не хотят делиться с УЕФА, но это тоже неправильно.
Я думаю, что топ-клубы рассчитывали, что новый формат Лиги чемпионов с 36 командами запуститься раньше, чем в 2024 году. Они не хотят ждать, поэтому торгуются с УЕФА, чтобы сократить эти сроки до 2022 года. Думаю, если бы этот формат утвердили на ближайший год, тема с Суперлигой не возникла.
Возможно, вскоре соберется круглый стол между УЕФА и топ-клубами, чтобы найти компромисс по срокам старта нового формата ЛЧ и распределения доходов. Мы понимаем, что это не просто демарш, они хотят быть услышанными. Путь неправильный, но используются все варианты, вплоть до шантажа. Сейчас все выпустят пар, пройдет информационная волна и тогда можно будет найти компромисс. Уверен, что стороны придут к знаменателю, но еще много шума тоже будет. Есть моменты, которые мы не знаем. ПСЖ отказался вступать в Суперлигу. У них теперь есть возможность стать победителем ЛЧ. Возможно, их владельцам не нужны деньги от участия в Суперлиге, потому что они и так богатые. Немецким клубам, возможно, политики рекомендовали не вступать в этот проект. Считаю, что Суперлига не должна откалываться от УЕФА, а европейский союз не должен дисквалифицировать клубы. Нынешний сезон в Лиге чемпионов должен быть доигран по спортивному принципу.
— Как создание Суперлиги может коснуться украинских клубов в еврокубках?
— Конечно, если она будет создана, украинских клубов мы там не увидим. С другой стороны, без топ-клубов в ЛЧ у наших команд увеличиваются шансы выиграть этот турнир. Сейчас новый формат с 36 клубами обещает быть интересным, все гарантированно получат по 10 игр. Но по ходу турнира, конечно, нельзя менять правила. Думаю, в итоге найдутся рычаги дискуссий и будет найдено приемлемое решение для всех сторон.
Богдан ЛЕОНЧУК
Суперлига — шантаж или отвлекающий маневр. За кулисами прячется что-то другое?