Сергей Шищенко: «После Вердера заработали на Динамо…»
Бывший полузащитник сборной Украины Сергей Шищенко, выигравший бомбардирскую гонку с 12-ю забитыми мячами, за свою карьеру выступал в девяти клубах
Сегодня в Лиге чемпионов стартует не только первая команда Шахтера, но и его молодежный состав (U-19). Наставником этого коллектива является бывший полузащитник сборной Украины Сергей ШИЩЕНКО. Вашему вниманию — его интервью в рубрике Золотые страницы газеты Команда.
— Сергей Юрьевич, ваш бомбардирский рекорд в чемпионате Украины в перспективе перекрыть возможно?
— Думаю, вряд ли (улыбается). Такие сезоны бывают редко. Я ведь не ставил перед собой цели забить больше всех, просто так получилось, что 12-ти мячей хватило для титула лучшего снайпера чемпионата. Для полузащитника, кстати, это очень неплохой показатель. Представители моего амплуа редко выигрывали снайперскую гонку.
— Что тогда, в 2002-м, случилось с нападающими?
— Мне трудно сказать, что с ними случилось, но конкуренция была нешуточная. Вторым бомбардиром, по-моему, стал Виталий Пушкуца, а третье место разделили Андрей Воробей и Александр Мелащенко. Не будем забывать, что в том первенстве участвовало 14 клубов, так что мы провели на четыре игры меньше, чем обычно.
— Приз от ФФУ тогда получили?
— Конечно. Федерация вручила мне памятный кубок, а от клуба подарили Золотую бутсу.
— Это самые ценные трофеи в вашей коллекции?
— Индивидуальные — да. Но не менее важными для меня являются и медали, которые достались благодаря достижениям команды.
Девять клубов за карьеру
— Вы хорошо помните свой дебют в чемпионате Украины в качестве игрока?
— Такое не забывается. В конце сезона-1992/1993 Металлист играл с Черноморцем в Одессе, и когда меня, 17-летнего мальчишку, выпустили на 10 минут, я был на седьмом небе от счастья! Тогда, помню, меня только заявили за первую команду — и сразу взяли на выезд.
— Металлист был мечтой вашего детства?
— Естественно. Домашние матчи харьковчан мы с отцом старались не пропускать. Думаю, в те времена каждый, кто увлекался футболом, болел за команду своего родного города. Плюс, конечно, все следили за Динамо (Киев) — лучшим клубом Украины и грандом всего советского чемпионата…
Когда моя мечта сбылась, и я сыграл за Металлист, эмоции, конечно, били через край. Жаль, что все это продлилось недолго, но такова футбольная жизнь.
— Вы тогда и подумать не могли, что будете выступать за девять команд?
— Конечно, о том, что у меня получится такая насыщенная карьера, я не подозревал. Но своей жизнью в футболе я доволен, и о каждом клубе, где был, могу сказать только хорошие слова. Думаю, на меня там тоже никто зла не держит.
Становление от Семена Альтмана
— Самым родным все-таки стал донецкий Металлург, не так ли?
— Естественно. В этом клубе я многого добился, и большую роль в моем профессиональном становлении сыграл Семен Альтман. Металлург действительно в моем сердце.
— Никогда не подсчитывали, сколько тренеров было на вашем футбольном веку?
— Нет. Но сразу скажу, что благодарен всем своим наставникам, которые помогли мне кое-чего добиться в карьере. Каждый из специалистов внес свою лепту и в мое тренерское становление. С каждым из них было по-своему приятно работать.
— Неужели не было таких наставников, которых бы вы вообще не воспринимали?
— Были, наверное, но тренер есть тренер — игрок обязан выполнять его требования. А если будешь анализировать методы его работы, тогда не останется времени на совершенствование. Да, для себя ты стараешься запомнить какие-то поведенческие нюансы. Я учился даже на негативных моментах, понимал, как не нужно себя вести в той или иной ситуации, но, к счастью, хорошего было намного больше, чем плохого.
— Вы вели какие-то дневники, тренировочные конспекты?
— Никогда этого не делал. Линия поведения наставника, его отношение к делу, методика тренировок, тактические нюансы — такие вещи запоминаются машинально.
— Закончив карьеру, вам сразу удалось убить в себе игрока? Чтобы стать тренером…
— Я не знаю, откуда пошла эта фраза, и вообще не понимаю ее смысла. На мой взгляд, убивать в себе игрока нельзя. Ты им всегда был и останешься. Тренер должен понимать футболиста, а если он не будет использовать свой личный опыт, то ничего у него не получится. Нужно все чувствовать.
Три ресторана за один день
— В Металлурге у вас была не самая простая команда. Можно сказать, банда! Вы со мной согласитесь?
— Коллектив у нас действительно был отличный. И боеспособный. Было бы любопытно взглянуть на него в нынешнем чемпионате Украины, но время уже не вернешь…
У нас была дружная команда. Мы часто собирались вместе, не было деления на украинцев и легионеров, которым всегда было комфортно в Металлурге.
— Покойный Виктор Носов называл вашу команду «Кабачок «Не пролей капельку»…
— Да уж, мы действительно умели не только играть, но и отдыхать (улыбается). Так было, кстати, и в Мариуполе, когда я там выступал. Правильно вы говорите — банда у нас была приличная.
— Кто был заводилой в быту?
— Кого-то одного выделить не могу. Потренировались, решили, поехали. Начинали в одном ресторане, потом переезжали в другой, а закончить могли в третьем (улыбается).
— Тогдашний вице-президент клуба Александр Косевич вас часто ловил?
— Пытался, но получалось не всегда. Мы нашли такое место, которое никто не мог раскрыть (улыбается).
Премиальные за Динамо
— Вопрос, без которого не обходится ни одно интервью с вашим поколением Металлурга…
— Как мы могли проиграть Вердеру — 0:8?
— Совершенно верно!
— Мне тогда повезло (улыбается) — восстанавливался после операции на паховых кольцах, поэтому в Бремене не играл. Хотя на стадионе присутствовал и все это пропустил через себя. Там после каждого гола включали народную музыку той страны, представитель которой сумел отличиться. Хорошо, что Витя Скрипник не забил. Нам тогда только гопака не хватало…
— Так что же произошло?
— В футболе такое бывает, за примерами далеко ходить не нужно. С крупным счетом проигрывают и Арсенал, и Реал, и Барселона. На таких поражениях нельзя зацикливаться. Нужно делать выводы и идти дальше.
— Как говорит Семен Альтман, звезды не так сошлись…
— Может, и звезды, не знаю. Но помню, что через три дня мы победили дома Динамо. Показали отличный футбол и заработали хорошие премиальные. Немцы тогда хорошо встряхнули нашу команду.
Спад перед чемпионатом мира
— Кто из талантливых исполнителей на вашей памяти больше всего себя не реализовал?
— Мне тяжело вспомнить, но из тех ребят, с кем я играл, наверное, все добились именно того, чего заслуживали.
— А на сколько процентов реализовал себя футболист Сергей Шищенко?
— Не знаю, не считал. Мне кажется, что у меня была неплохая карьера. Не хватило разве что золотой медали чемпионата… Кубок выигрывал, серебро есть, бронза — тоже. Лучшим бомбардиром первенства становился, довелось и за сборную поиграть. Может, плохо, что за рубежом не выступал, но это не самое главное. Словом, я своей карьерой доволен. Мне повезло выходить на поле с хорошими футболистами, играть под началом сильных тренеров.
— А предложения из-за границы были?
— Конкретных — нет, а разговоров хватало. Помню, выступали со сборной Украины на турнире в Москве, и мне Влад Ващук и Сергей Ребров говорили, что за мной следит местное Динамо. Потом были разговоры с представителями Торпедо, чей главный тренер, Валерий Петраков, положил глаз на меня и на Вову Яксманицкого. Потом, когда связался с одним иностранным агентом, мной якобы интересовались греческий АЕК и французский Сошо…
— Вы уже упомянули о сборной Украины. Что запомнилось больше всего за время выступлений в национальной команде?
— Да много чего! Дебютный матч в Латвии, забитый гол в Румынии. Приятно было получить первый вызов в сборную. Меня ведь пригласил сам Валерий Лобановский. В то время попасть в национальную команду не из Динамо и Шахтера было практически нереально.
— У вас был шанс поехать на чемпионат мира в Германии?
— Конечно, был. Я ведь играл в основном составе в выездном матче с грузинами, а потом летел в том счастливом самолете, который доставил в Украину путевку на мундиаль. Такое не забывается!
Потом, правда, в моей карьере произошел некоторый спад, и своим шансом я, к сожалению, не воспользовался. Перешел в запорожский Металлург, а там игра у меня не пошла, практически ничего не получалось, и тренеры перестали вызывать. Однако повторюсь, что я ни о чем не жалею. Выступление за сборную все равно стало для меня одним из самых запоминающихся событий в футбольной жизни.
Евгений ГРЕСЬ
Владимир Яксманицкий: "Нас тогда обвинили в сдаче игры"