Леонид Буряк. Часть 1. «Шевченко можно посочувствовать»
Бывший наставник сборной Украины занес себе в актив работу с главной командой страны
После открытия сайта zbirna.com мы с коллегами договорились, что просто обязаны сделать интервью со всеми главными тренерами сборной Украины, иначе наша работа будет считаться выполненной не до конца. Некоторых наставников уже нет в живых, но мы обязательно расскажем их историю...
Несколько дней назад на нашем портале была опубликована беседа с Йожефом Сабо, возглавлявшим сине-желтых в 1997 году, когда они уступили хорватам в матчах плей-офф. Прямое отношение к играм против клетчатых имеет и Леонид БУРЯК, помогавший тогда Сабо, а вскоре и сам вставший у руля главной команды страны. Впрочем, наш разговор с тренером, точнее — первая его часть, был посвящен не только хорватской теме…
— Леонид Иосифович, вы уже почти пять лет без практики. Не зовут или вы сами не хотите?
— Я достаточно плодотворно поработал. 28 лет ездил по разным странам, поэтому могу позволить себе сделать паузу, во время которой много времени уделяю семье.
— В будущем можно ждать вашего появления на тренерском мостике?
— Сейчас этот вопрос ребром не стоит. Мне пока есть чем заниматься в этой жизни. Хотя в будущем все возможно…
— В Украине тренеру сейчас сложно найти достойную работу, учитывая, как выживают клубы?
— Тренерская работа — вообще дело неблагодарное, а тем более в нынешнее время, с нестабильной обстановкой в стране и финансовыми возможностями клубов. Я могу только посочувствовать своим коллегам, потому что работать очень сложно. Все футболисты, которые представляли ценность, уехали или сбежали из Украины. На первые роли вышли, по сути, дублеры. Естественно, что чемпионат утратил в зрелищности. Если не считать несколько клубов, то остальные не ставят каких-то определенных задач, а думают, как выжить.
— Вы возглавляли большое количество команд. Какой опыт работы был для вас самым полезным?
— Да практически весь. Прежде всего я прошел прекрасную тренерскую школу, работая под руководством таких наставников, как Александр Севидов, Валерий Лобановский, Константин Бесков, Сергей Шапошников, Евгений Лемешко.
А вообще — чем больше наставник работает, тем больше он обогащается знаниями. Единственное могу сказать, что работать в клубе проще, нежели возглавлять сборную. В клубе процесс не прекращается, и потом ты видишь плоды, а в сборной, где отводится лишь несколько дней на подготовку к поединку, ты во многом зависим от клубных тренеров. Перед матчами национальной команды на первое место выходит педагогика.
— Непросто, наверное, в нынешней ситуации и молодому тренеру сборной?
— Совершенно верно. Сейчас Андрею Шевченко можно только посочувствовать. Многие отечественные футболисты, выступающие за рубежом, по разным причинам не имеют достаточной игровой практики, поэтому есть некоторые опасения насчет предстоящей встречи с Хорватией.
— Ваши лучшие тренерские годы прошли в Черноморце?
— В какой-то степени. Я дважды признавался лучшим тренером Украины. Поэтому, конечно, те времена вспоминаю с особой теплотой.
— Под вашим руководством моряки в 1995-м и 1996 годах становились серебряными призерами чемпионата. Обогнать Динамо было нереально?
— В то время в Черноморце были собраны отличные футболисты, которые мало в чем уступали динамовским. Просто та высококлассная организационная работа, которая велась вокруг столичного клуба, дала о себе знать, поэтому нам было сложно замахнуться на наивысшую ступень.
— Долгое время вы были причастны к сборной Украины. Занесете эту работу себе в актив?
— Безусловно. Это был неоценимый опыт.
— Ваш тренерский штаб во главе с Йожефом Сабо дважды проигрывал матчи плей-офф. Какие чувства у вас были, к примеру, после противостояния со Словенией в 1999 году?
— Не хочу винить каких-то игроков в детских ошибках, но такой получился результат. Чувства? Опустошение! Уверен в одном — без тех поражений у нас не было бы в активе финальных частей чемпионата мира и Европы. Мы стали независимой страной, в 90-х мы учились, и на тех ошибках, которые допустили Сабо, Лобановский, Буряк и другие тренеры национальной сборной, базировался последующий успех других наставников.
— Вы возглавили сине-желтую дружину в 2002-м, после Валерия Лобановского. Психологически это давило на вас?
— Психологически — нет. Но после Валерия Васильевича было сложно работать.
— Почему?
— Лобановский есть Лобановский. Все его требования или пожелания выполнялись безукоризненно. Нам же пришлось работать в других условиях. Возможно, мне не хватило авторитета, но команда практически не финансировалась, премиальные футболистам не платились, все базировалось на патриотизме.
— Может, были просчеты и тренерского штаба в том, что в отборочном турнире Евро-2004 сборная заняла третье место в группе?
— Сейчас можно говорить все что угодно. Но могу сказать с уверенностью, что футбол та команда показывала неплохой. Доказательством чему — аплодисменты журналистов после игры в Испании.
У нас тогда к тому же много травмированных ребят было, поэтому пришлось искать им альтернативу, и, кстати, в будущем многие из них продолжили выступать в сборной.
— В 1997 году путь на чемпионат мира нам преградили хорваты…
— Эту команду всегда хорошо судили, потому что много работников УЕФА и ФИФА были выходцами из Хорватии. Не раз говорилось об ошибке арбитра в киевской встрече. Казалось бы, что здесь такого? Но тогда счет мог стать 2:0, и нам не нужно было бы бежать вперед. Да и гол в наши ворота получился после рикошета. Обидно, одним словом.
Снова вспомнил игру против Словении. Дали бы Ачимовичу еще сто раз пробить с такой позиции, уверен, он бы не попал, а так этот мяч, считаю, сыграл ключевую роль в победе подопечных Сречко Катанеца. Но, повторюсь, без тех поражений не было бы последующих побед.
Сергей ДЕМЬЯНЧУК
(Продолжение следует.)