Летом 1996 года ФФУ возглавил министр Кабинета министров Валерий Пустовойтенко, а национальная команда Украины под руководством Йожефа Сабо одержала вторую в своей биографии победу с крупным счетомЗа три с половиной месяца, которые прошли между товарищескими матчами сборной Украины с командами Турции и Литвы (а спарринг с прибалтийцами вновь возник внезапно), отечественный футбол пережил столько потрясений, что их хватило бы на несколько лет. Причиной всему — жажда власти, передел сфер влияния, непомерные амбиции некоторых деятелей.
Профессиональная лига делает первые шаги
Началось все с того, что 8 мая на совещании представителей футбольных клубов высшей, первой и второй лиг в Украине была создана Профессиональная футбольная лига (ПФЛ) — новое объединение, готовое взять на себя полномочия по проведению внутренних соревнований. О необходимости создания подобной структуры говорили давно – федерация с ее инертностью, заскорузлостью, а порой и кричащей безответственностью явно не справлялась с задачей становления профессионального футбола в стране.В пример приводились лиги ведущих футбольных держав, прежде всего Англии, где в короткий срок удалось поставить дело на высокую соревновательную и финансовую основу. Да что Англия – в соседней России уже вовсю двигались вперед, а мы по-прежнему продолжали топтаться на месте.Но дело с мертвой точки удалось сдвинуть. Еще в марте на заседании исполкома федерации председатель Совета президентов клубов и одновременно президент киевского Динамо Григорий Суркис обнародовал уставные документы, согласно которым намеревалась жить новая организация. Документы были предложены для обсуждения и дальнейшего утверждения.
Чрезвычайное положение в федерации футбола
Однако не все в них высшим руководством ФФУ было принято – многие пункты вызывали сомнения относительно их соответствия не только Уставу федерации, но и нормативным актам ФИФА и УЕФА. И если первое лицо национальной ассоциации – Виктор Банников, а также его заместитель Биденко оказались готовы к сотрудничеству с ПФЛ при условии, что лига поумерит свои аппетиты, то генеральный секретарь Черныш и глава комитета по проведению соревнований Коньков были категорически против.Назрел конфликт. Да такой, что не обошлось без открытого противостояния. Бывший комсомольский активист Черныш настолько вошел в раж, что в обход Банникова вместе с Коньковым решил организовать внеочередной, как бы сейчас сказали, фейковый конгресс ФФУ. И разослал письма всем коллективным членам с информацией о его проведении.Банникову пришлось издать приказ о его нелегитимности. Другим приказом он отстранил Черныша и Конькова от своих должностей. В федерации было объявлено чрезвычайное положение в связи с повышенной пожароопасностью – таким способом главе ФФУ удалось на неделю закрыть помещение ведомства для посещений.
Фигура Пустовойтенко убедительнее Банникова
Однако это не остановило заговорщиков, свой конгресс они провели в одной из аудиторий соседнего института иностранных языков. И в свою очередь отлучили от руководства федерацией самого Банникова. Но тут выяснилось, что ФФУ, в отличие от той же ПФЛ, которая еще 6 июня прошла государственную регистрацию, такого официального статуса не имеет. Наверное, у юриста Биденко руки не дошли, а, может, были на то и другие причины.В общем, стало понятно, что без внешнего вмешательства узел не разрубить. И инициативу на себя взял министр по делам молодежи и спорта, олимпийский чемпион и, к слову, бывший начальник Черныша Валерий Борзов. 27 июня под его присмотром и прошел законный Конгресс ФФУ, на котором были внесены поправки в устав организации, заслушан доклад и избран новый президент.Им неожиданно для всех стал министр Кабинета министров Украины Валерий Пустовойтенко, кандидатура которого была внесена в список претендентов в самый последний момент. Даже Григорий Суркис, который от имени ПФЛ первоначально выдвигал Банникова с тем, чтобы тот продолжил работу в должности, вынужден был признать, что фигура Пустовойтенко со всех точек зрения более убедительная.
Шесть днепрян и немец Штанге Борисфен не спасли
Таким образом, к назначенному на 13 августа спаррингу с Литвой сборная под руководством Сабо готовилась уже при новом начальстве. Летом же приказал долго жить и наделавший шума Борисфен, который, уйдя в свое время под крыло министерства обороны, теперь оказался жертвой интриг людей в погонах. Президент клуба Злобенко был отстранен от должности, а Борисфен стал называться ЦСКА.На раздорожье оказались все его футболисты, в том числе и перебравшиеся из Днепра кандидаты в сборную Полунин, Евтушок, Нагорняк, Скрипник, Мизин, Паляница, под началом немца Бернда Штанге даже успевшие побывать на тренировочном сборе в Австрии. Пришлось возвращаться в Днепр. Капитан Борисфена Волосянко стал динамовцем, в Динамо же перешел Кардаш. В свою очередь Леженцев перебрался в Черноморец.Легионерами стали Жабченко и Орбу, пополнившие ряды российского Ротора. Едва не оказался в английском Лидсе Суслов, но там отдали предпочтение более опытному Мартину. На просмотр в английский же Ковентри приглашали Лужного, однако этот трансфер тоже не состоялся.Жабченко, впрочем, Сабо в игре с литовцами решил не задействовать. А вот Орбу попросту проигнорировал вызов в сборную, сославшись не семейные обстоятельства. И это было только начало серии фортелей, которые стал выбрасывать экс-горняк.
Семь голевых моментов Леоненко
Наставник прибалтийцев, опытный Беньяминас Зелькявичус привез в украинскую столицу в основном молодежь и поплатился за это. Несмотря на то, что ворота гостей защищал 31-летний Вальдас Мартинкенас, который после выступлений за киевское Динамо пытался трудоустроиться то в швейцарском Виле, то в финской Хаке, то в эстонском Лелле.Так вот Мартинкенасу на НСК Олимпийский (а Республиканский стадион стал теперь называться именно так) пришлось пять раз вытаскивать мяч из сетки собственных ворот. А мог бы и еще столько же! Один только Леоненко не реализовал семь (!) голевых моментов, хотя при этом и забил дважды. Сборная Украины, почувствовав, что соперник не тот, действовала вальяжно, без должной концентрации, где-то даже безалаберно. И позволила литовцам открыть счет.Гвильдис после позиционного ляпа Беженара плотным ударом с разворота заставил капитулировать Суслова. Вскоре, впрочем, все встало на свои места. Три гола сине-желтые забили после фланговых атак, в которых неплохо выглядел дебютировавший в сборной Лучкевич из запорожского Металлурга. С выходом на поле Косовского, заменившего много ошибавшегося Калитвинцева, заработал и левый фланг.
Слабые места и сдвиги к лучшему
Однако в середине поля грешил неточностью Кривенцов, да и в обороне то и дело возникали прорехи, чем и воспользовался Подерис, пробивший таки заменившего Суслова днепрянина Близнюка. К слову, кроме Лучкевича и Близнюка, в этом матче в составе сборной Украины впервые сыграли также Дмитрулин и Волосянко.Впервые нашим футболистам удались и два дубля, причем для Леоненко это был второй дуплет под национальным флагом (столько же у Гусейнова). И всего во второй раз в истории наша команда добыла победу с крупным счетом.«Несмотря на внушительный перевес, обольщаться не стоит, -- согласился после матча Леонид Буряк, -- В игре сборной еще немало слабых мест. Но сдвиги к лучшему тоже невозможно не заметить. По сравнению с прошлым годом команда прибавила в атаке, стала создавать больше голевых моментов. И в преддверии старта в квалификации мирового чемпионата это не может не обнадеживать».Максим ТРЕТЬЯКПротоколУКРАИНА — ЛИТВА — 5:213.08.1996. Киев. НСК Олимпийский. 21 градус. 3 500 зрителей. Товарищеский матч.Арбитр — Л.Гадоши (Словакия).Украина: Суслов (Близнюк, 68), Парфенов, Скрипник (Дмитрулин, 68), Леженцев (Волосянко, 77), Беженар, Кривенцов (Михайленко, 46), Лучкевич, Калитвинцев (к) (Косовский, 60), Кардаш (Максимов, 46), Леоненко, Гусейнов (Ребров, 60).Тренер — Й.Сабо.Голы: 0:1 Гвильдис (26), 1:1 Леоненко (45), 2:1 Скрипник (62), 3:1 Леоненко (66), 3:2 Подерс (78), 4:2 Максимов (80), 5:2 Максимов (83).Предупрежден: Микнявичюс.