Интервью из прошлого. Владимир Мунтян: «Немецкие болельщики провожали нас скандированием «Динамо! Динамо!»
К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА мы решили открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдем место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет
Сегодня герой проекта — легендарный полузащитник киевского Динамо, экс-тренер сборной Украины Владимир Мунтян, которому сегодня исполняется 75. Интервью в газете КОМАНДА в 2006-м было приурочено к 60-летнему юбилею Владимира Федоровича.
Впервые попав на собрание великой динамовской команды, он робко постоял у автобуса, спрятался, а затем ушел домой. С трудом верится — потому что испугавшийся находившихся рядом звезд Владимир МУНТЯН спустя годы сам стал легендой киевского Динамо. Оценку его игре с высоты нового века давать крайне сложно, однако наши опытные коллеги, видавшие футбол в исполнении Муни, всегда включают его в символические сборные всех времен. Мунтян был полузащитником от Бога, по-спортивному злым, неуступчивым и невероятно виртуозным, публика его просто обожала!
А вот тренеры любили не всегда. Наверное, за характер, который помогал хавбеку на поле, за принципиальность. Нам сложно однозначно ответить, пострадало ли Динамо от того, что Мунтян раньше времени закончил карьеру, но болельщики явно остались внакладе. И когда Муня доигрывал в киевском ЦСКА, они шли на футбол только ради него.
Не раз характер подводил Мунтяна и в его тренерской работе. Находить общий язык с нынешними президентами и их заместителями людям, отдавшим футболу сердце, всегда непросто, а подстраиваться под человека, случайно попавшего в его любимую игру, Владимир Федорович никогда не будет. От этого порой и страдает, но, поверьте, не страдает дело — многие из его подопечных по сей день играют на высочайшем уровне, многим он дал путевку в большой футбол. И всех, с кем работал, научил профессионализму. Спасибо вам за это огромное!..
— Владимир Федорович, известно, что человеку столько лет, на сколько он себя чувствует в душе...
— Ну тогда мне не больше 25-ти (улыбается). Признаться, я бы очень хотел снова вернуться в те времена, ведь иногда появляется просто непреодолимое желание снова играть в футбол!
— Есть такое понятие — момент истины. Переживали когда-нибудь подобное?
— Вспоминаю 1974 год. Тогда в первом же раунде Кубка кубков нам пришлось схлестнуться с грозным Айнтрахтом из Франкфурта-на-Майне. Первый поединок проводили на выезде, и большинство специалистов сулило нам поражение со счетом 0:7, 0:8... И представляете — игра только качалась, а мы уже на первой минуте пропускаем гол... Помнится, подумал тогда: «Играть еще целых 89 минут, это ж сколько они нам еще забьют?!» Мы никак не могли найти себя на поле, и вот во втором тайме после моего удара мяч, казалось, целую вечность катился в сторону ворот и едва-едва пересек линию. Мы тогда победили со счетом 3:2, а после игры немецкие болельщики нас провожали скандированием «Динамо! Динамо!». Непередаваемые чувства!
— Сейчас даже не верится, что футболистом вы могли и не стать, ведь свою карьеру вы начинали как акробат...
— Действительно. Дело в том, что дорога в школу, в которой занимался, пролегала через Пушкинский парк, и как-то летом, когда я учился в третьем классе, проходя мимо этого парка, я увидел акробатов, которые выполняли различные упражнения. Спрятавшись за деревом, я попытался повторить их. Стойка на руках мне не очень удалась, а вот когда дело дошло до кувырков, тренер обратил на меня внимание и предложил записаться в секцию.
После семи месяцев тренировок я уже участвовал в соревновании на первенство города, где среди 70-ти участников занял первое место! Уже начал было готовить новую программу, но зимой неожиданно заболел воспалением легких, обнаружить которое удалось только спустя месяц. С этой болячкой провозился полгода, а когда выздоровел, мы переехали на Чоколовку, где я пошел в четвертый класс. А там — новая школа, новые друзья, которые поголовно увлекались футболом — класс на класс, двор на двор...
— Известно, что вы являетесь автолюбителем со стажем. Вспомните, какой первый автомобиль у вас был?
— Белая Волга. Я тогда собирал на Москвич, но партнеры по Динамо стали подначивать меня, ведь у всех у них были как раз Волги. Пришлось одолжить деньги у Андрея Бибы. А недавно сбылась моя давняя мечта — я приобрел Mercedes.
— Раньше вас часто можно было увидеть с сигаретой в зубах...
— Действительно, я выкуривал полторы-две пачки в день и даже не предполагал, что смогу бросить. Бывало даже, ночью вставал, чтобы сделать несколько затяжек. Но вот в прошлом году за два часа до Нового года я твердо решил искоренить эту вредную привычку и выбросил все сигареты. С трудностями столкнулся в первое же утро, когда, взяв чашечку кофе, вышел на балкон и почувствовал, что чего-то не хватает… Но выдержал, а через неделю-две исчез кашель, и дышать стало легче.
— С курением завязали так же решительно, как когда-то с карьером футболиста?
— Думаю, да. Мне предлагали переехать в Москву, но в любом другом клубе, кроме Динамо, я себя уже не представлял. Кто играл в Киеве, тот меня поймет. Поддержку динамовских болельщиков я ощущаю и по сей день. Спасибо им за это.
Евгений Гресь, Сергей Сытник, 14.09.2006