Интервью из прошлого. Мирон Маркевич: «Мы с Карпатами обыграли одну из сильнейших команд Европы»
К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА мы решили открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдем место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет
Сегодня герой проекта — экс-тренер сборной Украины Мирон Маркевич. В начале 2006 года Мирон Богданович отмечал 55-летний юбилей в статусе тренера харьковского Металлиста.
Наш гость — весьма востребованный специалист, которому несколько не повезло разве что с тем, что он появился на свет 1 февраля и поэтому зачастую вынужден отмечать свой день рождения или в пути, или на тренировочных сборах, то есть в рабочей обстановке. Вот и нынче в свой 55-летний юбилей Мирон МАРКЕВИЧ выехал с к Металлистом на сбор в Израиль...
— Если откровенно, то со своими близкими и друзьями отмечал свой день рождения лишь раз — пять лет назад, — уточняет заслуженный тренер Украины. — Но такова спортивная жизнь...
— В 55-летнем возрасте уже можно подводить первые итоги. Кому прежде всего вы обязаны тем, что нашли свое место в жизни?
— Я был уверен, что стану тренером. Видимо, гены... Мой отец воспитал многих известных футболистов — чего только один Ростислав Поточняк стоит! Неудивительно, что я очень много времени проводил на стадионе в родных Винниках. Также благодарен матери, она позаботилась о моем эстетическом воспитании. По ее инициативе я закончил англоязычную специализированную школу, много читал, на протяжении восьми лет к нам домой приходил преподаватель и учил меня играть на фортепиано.
Возвращаясь к своему пути в футболе, теплые слова могу сказать о Вячеславе Варюшине, возглавлявшем в свое время ВШТ в Москве. Тогда я был детским тренером, но сумел стать слушателем высшей школы и успешно ее закончил. Именно Варюшин позаботился, чтобы я проходил стажировку не только в киевском Динамо и Спартаке, но и за рубежом, в Голландии. Наконец, многим обязан и своей семье — супруге Анне, сыновьям Остапу и Юрию. Это мои самые верные болельщики.
— А как с музыкальными пристрастиями?
— Ну, Полонез Огинского, например, тогда исполнял вполне профессионально. Правда, затем пришлось сделать выбор в пользу футбола. Считаю себя все же музыкальным гурманом, ведь воспитывался на бессмертных хитах Beatles, Фрэнка Синатры, Элвиса Пресли.
Вот чего не люблю, так это петь. Со слухом все в порядке — проблема с голосом.
— Какие матчи в карьере вам очень дороги, а о каких, наоборот, не хочется вспоминать?
— Выделю, прежде всего, победу возглавляемых мною Карпат в 1998 году над киевским Динамо со счетом 2:1. Киевляне тогда были одной из сильнейших команд Европы. Навсегда запомню и нулевую ничью с Днепром, что позволило львовянам в том сезоне финишировать третьими.
Из негативных моментов — вспоминается мое последнее пребывание у руля Карпат. И в том, что команда вылетела из высшей лиги, есть и вина вашего покорного слуги. Осознаю, что мое четвертое появление у руля «Карпат» было ошибочным. Наверное, не стоило возвращаться, но во Львове у меня так сложилось — то белая полоса, то черная. Из последних неудач самая болезненная — домашний разгром Металлиста от Шахтера 1:5. Вроде бы и играли неплохо, но горняки просто уничтожили нас высочайшей реализацией голевых моментов.
— Были случаи, когда подопечные вас предавали?
— К сожалению, да. В конце минувшего столетия у Карпат были серьезные задолженности перед игроками и тренерами. Вот тогдашнее руководство клуба и предложило лидерам команды, что если те на собрании выступят против меня, то долги футболистам вернут. В итоге я вынужден был со своими помощниками уйти в отставку.
— Делите ли вы игроков на любимчиков и тех, кто вам не нравится?
— Убежден, что у каждого тренера есть свои любимцы, но важно не демонстрировать этого. Скажу только, что в Металлисте я симпатизирую нескольким футболистам, но все они из дублирующего состава. И прежде всего за то, что они играют в веселый нестандартный футбол. Может, поэтому на матчах наших резервистов всегда так много болельщиков?
— А были игроки в вашей карьере, в которых вы не поверили и впоследствии прогадали?
— Поскольку работа у тренеров творческая, то без таких огрехов не обходится. В частности, я в свое время недооценил нападающего Олега Гараса, а тот вскоре оказался в московском Локомотиве и заиграл очень здорово. К сожалению, затем Олега начали преследовать серьезные травмы, и он покинул ряды железнодорожников.
Если бы я в свое время поверил в Олега, может быть, ему не пришлось бы уезжать из Украины и так рано завершать карьеру. Поверьте, после таких случаев очень тяжело на сердце.
— В судьбе каждого тренера хватает не только побед, но и поражений. Каким образом вы избавляетесь от стресса?
— Очень помогает давнее увлечение — рыбалка. Однако я свой улов, как правило, выпускаю обратно. Хотя личным рекордом, пойманной 14-килограммовой щукой, очень горжусь.
— Как функционирует школа в пригороде Львова, Винниках, учредителем и спонсором которой вы являетесь?
— У отца была мечта, чтобы я обзавелся собственной школой. Сейчас в ней работают шесть тренеров, и хотя приходится рассчитывать только на свои силы, смена прогрессирует. Думаю, через полгода лучших воспитанников школы буду рекомендовать уже в команды мастеров.
— О чем мечтаете?
— О выступлении Металлиста в еврокубках. Если о далекой перспективе, то надеюсь, что старший сын и невестка подарят мне внука и фамилия Маркевич не исчезнет из футбола.
Василий Михайлов, 04.02.2006