Интервью из прошлого. Игорь Беланов: «Все тренировки Лобановского у меня в голове»
К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА мы решили открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдем место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет
Сегодня герой проекта — заслуженный мастер спорта, обладатель «Золотого мяча» лучшему футболисту Европы Игорь Беланов. В мае 1996 года Игорь Иванович пробовал себя на тренерском поприще в качестве наставника мариупольского Металлурга.
— По отзывам декабрьской прессы вы, вероятно, заметили, что ваше появление в Мариуполе вызвало бурю удивления у поклонников футбола. Как на самом деле вы оказались в Металлурге?
— Ко мне обратились мэр Мариуполя Михаил Александрович Поживанов, директор завода имени Ильича Владимир Семенович Бойко и его заместитель Павел Кузьмич Разумный. К этому времени я уже завершил сваю игровую карьеру, однако забот и без того хватало — у меня, как вы знаете, есть фирма в Германии, свой бизнес. С другой стороны, отказаться от футбола я никак не мог. Съездил в Мариуполь, пообщался с теми же Поживановым и Бойко и понял, что они ставят очень серьезные задачи и рассчитывают на мой опыт, профессионализм и имидж, если хотите.
Разумеется, здесь еще много вопросов, проблем, требующих безотлагательного решения. Не все еще понимают, что такое большой футбол, как цивилизованно вести дело. А команда здесь подобралась хорошая, способная решать большие задачи. Это мы доказали в играх второго круга, да и на сборах в Сочи и Болгарии, где обыгрывали клубы первой и высшей лиг. Достаточно сказать, что из двухсот голов, забитых Металлургом во всех чемпионатах Украины, этот состав в первом круге записал в свой актив 50. Мне же, как бывшему футболисту, такая работа представляется очень интересной и полезной. Футболист и тренер — две большие разницы. Одно дело, когда ты сам тренируешься, играешь, другое — когда руководишь людьми, ведешь их за собой. И начинать, считаю, надо с малого — со второй лиги, сразу звезд с неба никто не хватает.
— Вас долго уговаривали?
— Не могу сказать, что согласился сразу. Меня, конечно, смущало, что уровень футбола в Мариуполе еще слабоват и над ним надо серьезно работать, но в конце концов я согласился.
— В Одессе не нашлось команды, которая вот так же могла бы воспользоваться вашим опытом?
— Одесса для меня больная тема, об этом и говорить не хотелось бы. С тем же Черноморцем мы расстались тихо-мирно, без взаимных претензий и упреков. Что же касается других команд, то с подобными предложениями ко мне никто не обращался.
— В Металлурге к вам относятся как к профессионалу или как к звезде?
— Думаю, и то и другое. У меня есть имя в футболе, но его заслужил не я сам по себе, а вся команда, в которой я играл. Не было бы Динамо — не было бы Беланова. Я стал профессионалом именно в Киеве, Лобановский меня этому научил. Это великий человек, давший всем нам большую школу не только игры, но и жизни. Любой из нас теперь может сам тренировать команду. Многие из того состава уже перешли на тренерскую работу. Пять-шесть лет, проведенные в Динамо у Лобановского, не прошли даром. Я видел за счет чего команда добивалась успеха. Есть три основных составляющих: дисциплина, профессионализм и материальное благополучие людей. С футболиста нельзя только требовать, взамен ему надо что-то дать, как это делал Лобановский. Другого не дано.
— А как близкие и знакомые отнеслись к вашему решению попробовать свои силы в Мариуполе? Как не «рисуйся», а вторая лига есть вторая лига...
— С пониманием. Беланов — человек, у которого есть все. Я ни в чем не нуждаюсь. Я год провалял дурака, и мне хочется сейчас заняться настоящим делом. Мариуполь город-труженик, а настоящего футбола люди здесь никогда не видели. Почему бы не подарить им такую возможность.
— После того как вы «засветились» в качестве тренера, вам не поступали более выгодные предложения?
— Откровенно говоря, я избегаю каких-либо контактов в этом смысле. Не хочу сказать, что я замкнутый по натуре человек, скорее, наоборот. Но при всей своей общительности, стараюсь никого близко к себе не подпускать. Не поймите меня превратно. Даже вашему брату-журналисту часто говоришь одно, а он пишет совсем другое. Ему не нужен Беланов, такой какой он есть, ему нужна сенсация. Поэтому я часто отказываюсь давать интервью. А у людей складывается впечатление, что Беланов пижон, ни с кем разговаривать не хочет. Кстати, немецкие журналисты грешат этим больше наших. Иной раз такое напишут...
— Работать играющим тренером всегда непросто, особенно в молодой команде. Вы можете своим авторитетом (просто как «дед») заставить молодых игроков делать больше, чем делаете сами?
— Сегодня просто так не заставишь человека делать что-то, только потому что ты какой-то великий. Такого нет. Мне в их годы, в том же Динамо, не надо было ничего говорить. Я сам бегал, как сумасшедший. У меня было желание, глаза горели. И все равно Лобановский убеждал, что способен на большее.
— С тех времен у вас сохранились скоростные качества? С молодежью можете потягаться?
— Не хочу молодежь расстраивать. Тут как-то на тренировке с одним попробовали пробежаться... Больше ни у кого желания не возникает. Скоростные качества еще сохранились, но мышцы уже не те, не выдерживают.
— Вы сейчас в конкретных ситуациях используете опыт Лобановского? А остались ли у вас записи его тренировок?
— Никаких записей я тогда не вел. Да они и не нужны были. Все его тренировки у меня в голове. Я прочувствовал их телом и разумом. А опыт Лобановского не использовать просто нельзя. Могу сказать, что наши ребята в своем профессионализме растут буквально на глазах.
— Вам часто напоминают тот незабитый пенальти на чемпионате Европы?
— Бывает, хотя напоминать не надо. Я всю жизнь буду его помнить. Для меня это был такой шок... После того матча я три ночи не спал, переживал. Словами этого не передашь. Лобановский и ребята пытались меня успокаивать, на все было тщетно. Наверное, это судьба. В том матче, повернись все по-другому, я мог бы стать лучшим игроком. В первом тайме Леша Михайличенко сбрасывает мне мяч, а я с трех метров бью выше ворот. Во втором — попадаю в штангу, а потом еще и этот пенальти.
— Матч с Бельгией тоже судьба?
— Да, наверное. Я вообще чувствую, что меня по жизни что-то ведет, подталкивает, подсказывает принять то или иное решение, выбрать тот или иной путь. Может быть, не всегда верный.
Станислав Краевой, 21.05.1996
Испанская Marca упрекнула France Football. Вспомнили о Беланове и Шевченко…