Моя жизнь в сборной. Олег Гусев: «В самолете у нас была дискотека…»

Бывший полузащитник сборной Украины Олег Гусев вспомнил, как национальная команда оформила путевку на чемпионат мира
В нашем проекте «Моя жизнь в сборной» — продолжение воспоминаний одного из главных рекордсменов национальной команды по количеству сыгранных матчей. На этот раз бывший полузащитник сине-желтых Олег Гусев рассказал, как сборная Украины провела вторую часть феерического отборочного турнира ЧМ-2006.
Моя жизнь в сборной. Олег Гусев. 1 часть (2003 год)
Моя жизнь в сборной. Олег Гусев. 2 часть (2004 год)

Фото Николая Бочка
«В Албании нас ждала сложная игра»
— В 2005 год мы входили лидерами отборочной группы, понимая, что теперь все точно в наших руках, — говорит Олег Гусев. — В такой ситуации важно не терять свои железные очки, и первый матч года с Албанией, при всем уважении к сопернику, как раз из этой истории. Впрочем, эта игра не могла быть простой в принципе. Во-первых, албанцы были не подарок — в первом туре они обыграли дома Грецию. Во-вторых, мы выступали в гостях. В-третьих, это был едва ли единственный случай в истории, когда наша сборная проводила официальный поединок в феврале (причем в начале месяца). В то время у нас было не так много легионеров, а ребята из чемпионата Украины только готовились на сборах. У албанцев, многие из которых играли в Германии, Италии и других странах, с игровым тонусом проблем не было. В такой ситуации тренерам нужно было четко определить состояние футболистов, и Олег Блохин сумел организовать специальный сбор, который проходил в турецком Кемере.«Семен Альтман придумал нам тесты»
В той сборной у нас было тестирование перед каждым подготовительным этапом. Сдавали 30 метров. Но на этот раз добавился и тест 7 по 50. Говорили, что это была инициатива Смена Альтмана, но я точно не знаю. Помню, пробежал неплохо, из минуты, пока был молодой, всегда выбегал. 30 метров бегал по-разному, но в четыре секунды тоже вкладывался неизменно. Готовность тогда была, может, и не оптимальная, но в те годы, особенно, когда Йожеф Сабо был тренером Динамо, мы выходили из отпуска едва ли не сразу после празднования Нового года. Так что силы были. В Турции мы провели контрольный матч с Тереком, играли без легионеров, но победили со счетом 3:0. В Тирану летели с настроением и решительным настроем.Из архива автора
В истории национальной сборной Украины хватало неофициальных матчей против клубов, но этот, с Тереком, проходил за рубежом. Носил он секретный характер, в штабе сборной Украины пытались моделировать игру против албанцев. Журналиста нашего сайта, а тогда корреспондента газеты Команда, Олег Блохин на матч все же пустил, но с одним условием — не раскрывать потом все секреты. Помню, что на турецком побережье вообще пустили слух, что сборная Украины сыграет с белградским ОФК в… Белеке. Разведчики из Албании прибыли к месту проведения поединка и увидели там украинскую команду. Вот только не национальную, а молодежную. Пока они добрались в Кемер, там уже начался второй тайм, а наши тренеры сделали в перерыве девять замен. Обстановка тогда была максимально приближенная к боевой. Администраторы сине-желтых достали даже мячи, которыми предстояло сыграть в Тиране. Тогда все сборные играли дома, кто чем хотел, а такие мячи, как у албанцев, были только у сборной Молдавии. Украинцы выиграли у россиян — 3:0. Голы забили Андрей Гусин, Александр Рыкун и Алексей Белик. Последнему ассистировал Олег Гусев, который оказался одним из двух исполнителей сборной Украины, отыгравших в этом спарринге все 90 минут...
«Забили два гола после стандартов»
Наши предположения подтвердились, — продолжает Олег Гусев. — В Албании была тяжелейшая игра, а преимущество было у нашего соперника. Запомнилось тяжелейшее поле, было много борьбы. У хозяев выделялся мощный форвард Игли Таре, но с его опекой справился Андрей Гусин, который еще и забил. В то время наш опорный полузащитник уже ушел из Динамо и вроде бы вошел в историю, как футболист, сыгравший за сборную в качестве свободного агента. Уже потом он подпишет контракт с Крылья Советов. Несмотря на итоговые 2:0, это была тяжелейшая победа. Два мяча мы провели после стандартов (также отличился Андрей Русол). Один из голов был, кстати, снова забит после фирменного удара—передачи Андрея Шевченко с бокового штрафного. Можно сказать, что нам повезло, и домой мы возвращались в хорошем настроении. Нам удалось упрочить свое лидерство в группе.
Фото Николая Бочка
«Гравесен наговорил много лишнего»
Перед домашним матчем с Данией было две актуальные темы. Всех беспокоило отсутствие Андрея Шевченко, который был травмирован. В команде, правда, никакой паники не было, мы понимали, что без капитана будет непросто, но у нас был коллектив, в котором все сражались друг за друга — это самое главное. Второй момент, который все обсуждали, — это заявление датского полузащитника Томаса Гравесена. Еще после матча в Копенгагене он наговорил много всего лишнего, а накануне визита в Киеве усугубил ситуацию, задев наше самолюбие. Мол, это вообще не команда, мы ее затопчем. Думаю, после этого Олегу Блохину не нужно было нас настраивать. Да и Олимпийский был заполнен почти под завязку, у нас была впечатляющая поддержка. Мы победили со счетом 1:0, хотя это была, как обычно, невероятно сложная игра. Гол забил Андрей Воронин, который как-то курьезно добил мяч в сетку после того, как я пробил в штангу. Потом у меня был еще один момент, когда выходил один на один с голкипером, но немного отпустил мяч. В итоге получилась нервная концовка, но мы выстояли и стали еще ближе к чемпионату мира.«Спрашивали у Гусина: «Как ты туда добежал?»
Домашняя победа над Казахстаном со счетом 2:0 оказалась, пожалуй, самым легким матчем в этом отборе. Понимая, что чемпионат мира уже очень близко, мы набрали хороший ход, настроились и не оставили сопернику не единого шанса. Тогда потеря очков в этой игре в голове ни у кого не укладывалась. Как это, обыграть Турцию и Данию — и оступиться на Казахстане? Первый гол Андрей Шевченко забил после розыгрыша стандарта, а во втором случае получился автогол. Спустя три дня нас ждал выездной поединок со сборной Греции. Накануне чемпионы Европы сыграли вничью с турками, и это был для нас хороший расклад. По большому счету, в Афинах нас устраивала и ничья. Мы и играли там очень осторожно, а когда в конце матча наши свой момент, сразу забили. Гол Андрея Гусина, думаю, помнит каждый болельщик сборной Украины. Мы его потом все травили, спрашивали: «Как ты туда добежал?» Но это был добрый юмор, сам Андрей воспринимал его нормально. В том отборочном цикле у нас был определенный костяк. Туда входило пять—шесть футболистов, которые играли постоянно. Гусин, конечно же, был в числе лидеров. По рейтингам эффективности он всегда оказывался вверху. В Афинах Олег Блохин был, конечно, на коне. Сразу вспомнил всем журналистам, что они писали после контрольных матчей, и как отреагировали на его громкое заявление (улыбается).«В Греции получил обидный горчичник»
На последней минуте матча с Грецией я получил желтую карточку. Пошел в подкат возле своей штрафной, мне казалось, что там не было никакой грубости. Не тянуло то нарушение на горчичник. Расстроился — не то слово. Во-первых, у соперника опасный стандарт. Во-вторых, понимал, что следующий поединок может стать историческим, а я в нем не сыграю. Девять матчей подряд выходил в основе, и тут такое… Вообще-то, в моей карьере дисквалификаций было не много. За сборную в официальных матчах получил всего четыре предупреждения, и три из них — в этом самом отборе. Зато красных карточек вообще никогда не было. Ни в юношеском футболе, ни на область, ни в контрольных матчах. Когда стал постарше, с арбитрами, бывало, и разговаривал, но они, наверное, относились ко мне с уважением и делали устные замечания (улыбается). Хотя я никогда никого не оскорблял.«В аэропорту нам кто-то позвонил…»
В Грузию полетел с командой. Матч проходил без зрителей, а я сидел на трибуне рядом с Шота Арвеладзе и официальной делегацией двух стран. Все шло к тому, что мы выиграем — на 43-й минуте Руслан Ротань открыл счет. Пошли последние минуты, в ложе прессы уже, кажется, начали праздновать выход на чемпионат мира, и тут этот штрафной на 89-й минуте. Ничья — 1:1. Настроение сразу испортилось. Понятно, что все по-прежнему в наших руках, ведь впереди были два домашних поединка. Но осадок, как говорится, остался. Поникшие, мы приехали в аэропорт Тбилиси, быстро прошли регистрацию. Кто-то был на телефоне и информировал, что турки выигрывают у датчан. И тут новость: датчане сравняли на последней минуте — мы на первом месте! Дальше все смешалось. Летели домой на одном дыхании, в самолете устроили дискотеку. Ну это максимум, что можно сейчас рассказать. Хорошо, что тогда на телефоны еще не снимали (улыбается).