Чтобы помнили. Восемь сборников и тысячи судеб Олега Бабаева…

Три года назад погиб один из самых прогрессивных футбольных функционеров страны — президент Ворсклы Олег Бабаев
За девять лет его руководства Ворскла стала серьезным коллективом. Выиграла Кубок Украины, участвовала в групповом раунде Лиги Европы и подготовила для национальной сборной сразу восемь игроков. Бывший президент клуба Олег Бабаев умел все, но самое главное — он умел жить. Правильно жить и работать, и это, видимо, кому-то не понравилось.
Строгий, но справедливый. Таким его запомнили все футболисты, которые выступали в Полтаве под его руководством. Повезло работать под его началом и мне. Повезло — не то слово! Поэтому собирать эти истории тогда, летом 2014 года, мне было очень и очень непросто…

Андрей Пятов: «Другой бы подумал — заработает уже в Шахтере»
— Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне возможность играть под руководством замечательных президентов. Олег Мейданович Бабаев — один из них. Он пришел в Ворсклу весной 2005 года. Сказать, что у нас была разруха и полная неопределенность, — значит ничего не сказать. Как говорится, ни славы, ни денег. В то время я еще не играл, но Бабаеву, видимо, кто-то что-то говорил, и он иногда останавливал меня после тренировки, спрашивал, как дела. В принципе, Мейданович ко всем ребятам относился ровно, он был не просто руководителем, а частью команды. Любил приезжать к нам на сборы. Сам он — мастер спорта по дзюдо, поэтому коллективный вид спорта, можно сказать, осваивал уже у нас, в Полтаве. Хотя пару приемчиков, помнится, показал. Как-то во время подготовки в Турции мы бежали кросс в лесу, возле отеля Blue Waters, куда нас любил возить Виктор Носов. Олег Бабаев решил потренироваться вместе с нами, а Дима Бровкин его все время подкалывал. Вы, дескать, неправильно бегаете, и вообще — зачем дзюдоистам кроссы. Шутили, смеялись, а потом, уже на финише, Мейданович позвал Брову и говорит: «Готов к легкому спаррингу?» Тот при команде, естественно, не отказался — и буквально через две секунды… отдыхал на траве. Бросил его Бабаев через бедро. Играть я начал при его президенстве. Всегда буду благодарен Олегу Мейдановичу еще и за то, что он пригласил в Ворсклу Виктора Носова. Не знаю, советовался ли Васильевич с президентом клуба или нет, но когда главный тренер назначил меня капитаном команды, Бабаев сразу позвонил и поздравил. Мы тогда переживали не самые простые времена, и другой президент, может, и не отпустил бы меня в такой ситуации в Шахтер, но Мейданович сказал: «Тебе нужно расти». Продали меня в начале 2007-го и тут же взяли в аренду. Вызвали в клуб и говорят: «Президент решил поднять тебе заработную плату». Другой бы подумал: «Заработает в Шахтере», — но Бабаев был справедливым человеком и очень солидным. Во всем. Самое главное, что он никогда не вмешивался в работу тренера, а в футбол вкладывал не только деньги, но и душу.Арменд Даллку: «Носов сказал: «Получится какая-то албанская мафия»
— У нас с Олегом Бабаевым не было никаких секретов, особенно тогда, когда я стал капитаном Ворсклы. Мне кажется, Мейданович полюбил меня с первого дня моего пребывания в Полтаве. Возможно, кому-то казалось, что мы с Дебатиком Цурри ходили у него в любимчиках, но это было совсем не так. Просто президент настолько переживал, чтобы в его команде все чувствовали себя комфортно, что опекал нас, пытался сделать своими в чужой на первых порах стране. В итоге мы такими и стали, и во многом благодаря Олегу Бабаеву Украина была для нас вторым домом. …Я приехал в Полтаву летом 2005 года, когда он уже был президентом. Потренировался неделю, потом съездил домой, чтобы сыграть за свой прежний клуб в Кубке УЕФА. Вернулся, и мы сели за стол переговоров в кабинете Бабаева. Наш тренер Виктор Носов немного сомневался в моем переходе. Языка я тогда вообще не знал, но мой агент объяснил, что наставника смущало, что в команде уже есть три моих соотечественника. «Получится какая-то албанская мафия», — то ли в шутку, то ли всерьез говорил Васильич. И тут слово взял Мейданович. «Давай, — говорит, — подпишем контракт на один год, а дальше будет видно». Через три дня я дебютировал в Ворскле, мы выиграли в Одессе со счетом 2:1, а уже зимой, за полгода до окончания срока моего соглашения, Бабаев предложил мне новый контракт. С президентом мы решали все вопросы, он любил мне звонить, потому что, наверное, знал — скажу как на духу, юлить не буду. С таким человеком по-другому и быть не могло, ведь он никогда слов на ветер не бросал, космических обещаний не давал, громких заявлений не делал, но уж если что-то говорил, то шел до конца. Настоящий мужик. Помню, однажды мне от него попало. Мы играли в Ахтырке, матч складывался для нас неудачно, и я спешил. Подбежал к боковой линии, чтобы бросить аут, а там мальчишки перебрасывают мяч между собой. Одного из них я немного подтолкнул. После поединка было собрание. Бабаев устроил мне настоящий разнос! Я хорошо запомнил его слова: «Ты носишь футболку такого клуба и не имеешь права так себя вести». Как бы ни складывалась игра, он всегда оставался в первую очередь порядочным человеком. Любил побеждать, но всегда говорил: «Проигрывать тоже нужно уметь». Впрочем, поражений в его жизни было немного. Возможно, мы его иногда и расстраивали, но постепенно он создал команду, которая смогла замахнуться на высокие результаты.Роман Безус: «На первую тренировку вышел в порванных бутсах»
— Президент Ворсклы запомнился мне добрым и светлым человеком. А еще — солидным и правильным. Хорошо помню свое первое знакомство с Олегом Бабаевым. Мне было 15 лет, и на тренировку Кремня я вышел в… порванных бутсах. Так получилось, что по ходу занятия у кромки поля появился Олег Мейданович. После его окончания он подозвал к себе меня и администратора и дал распоряжение купить мне новую обувь. После этого не прошло и недели, как бутсы выдали всей команде! Запомнилась встреча с Бабаевым на катке. Я уже, кажется, в Ворскле играл. Стою на льду с огромным трудом, и тут кто-то хватает меня за плечи и на всех парах везет вперед! Оборачиваюсь, а там… Мейданович. Говорит: «Рома, в футбол у тебя лучше получается играть. Бросай коньки — надевай бутсы…» Могли пересечься с ним и в ресторане. Однажды ужинали с семьей, а тут он приезжает. Сел к нам, начал расспрашивать, как дела. Я уже в Динамо тогда был, не все получалось, а он говорит: «Терпи и помни, что на тебя смотрит весь Кременчуг». Президент хорошо понимал футбол, и я ему благодарен, что при моем переходе в Полтаву он выступил, по сути, в качестве агента. Говорят, именно Олег Мейданович настоял на том, чтобы Николай Павлов приехал в Кременчуг и на меня посмотрел. После одного из поединков Кремня я увидел главного тренера Ворсклы, а спустя пару месяцев поехал с этой командой на сборы… Мы с Бабаевым даже в футбол вместе играли! Помню, был отпуск, финал Кубка мэра. Счет — 0:0, наша команда зарабатывает пенальти. Я, естественно, в сторону, думаю — пускай президент бьет. А он меня подзывает и говорит: «Бей. Пенальтист из меня никакой». Попробовал бы я не забить в той ситуации (улыбается). Это был порядочный человек, настоящий президент и лучший мэр города за все время, что я помню. Кременчуг менялся буквально на моих глазах! Каждый раз приезжал, а там что-то новое...