Зелькявичюс проморгал, как Коньков его переиграл. Факты из истории сборной Украины
Одержав под руководством Анатолия Конькова третью кряду победу, сборная Украины при этом взяла реванш у литовцев за болезненное поражение на старте отборочного турнира Евро-1996
Домашнее поражение сборной Украины от Литвы (0:2) в премьерном матче квалификации Евро-1996 в начале сентября 1994 года долго сидело занозой в сердцах отечественных болельщиков. Еще бы, добавь сейчас те условные три очка, на которые рассчитывал не только тогдашний тренер Олег Базилевич, но и все-все-все, а еще два, потерянные опять же в родных стенах в игре со Словенией (0:0), и было бы у сине-желтых полновесных 18 баллов. На два больше, чем у Италии, и всего на один меньше, чем у Хорватии.
Однако Анатолий Коньков после реванша в состоявшемся ровно год спустя поединке с прибалтийцами (3:1) призвал не заниматься сомнительными расчетами и не рассусоливать, что было бы, если бы да кабы. А сделать выводы, не повторять допущенных ошибок и готовиться к следующему отборочному циклу. Но при этом пообещал не тушеваться в заключительных встречах текущей квалификации со Словенией и Италией. И прежде всего, по его словам, наши футболисты должны продемонстрировать характер. Так, как они сделали это в гостевой игре с Литвой.
Углубленная селекция по Базилевичу и Конькову
По сравнению с матчем годичной давности, в стартовом составе сборной Украины на этот вышел аж один футболист -- защитник Виктор Скрипник из Днепра, который тогда дебютировал под национальным флагом. Еще двое (Похлебаев и Евтушок) появились на замену. Такими оказались результаты углубленной селекции, проводимой Базилевичем.
А вот Конькову, похоже, удалось стабилизировать состав. Сразу восемь исполнителей, игравших почти три месяца назад с Хорватией (1:0), со стартовым свистком ирландского арбитра Шорта вышли на поле вильнюсского стадиона Жальгирис. Еще один (и опять Похлебаев) ступил на газон во втором тайме.
Динамовцем к началу сентября 1995-го стал Головко, из Карпат в Днепр перешел Евтушок, а Гусин пополнил ряды нового столичного клуба высшей лиги -- Борисфена. Черноморец Жабченко при этом ненадолго перебрался в израильскую Бней Иегуду и оказался единственным легионером, готовившимся к матчу с Литвой. Впервые в лагерь национальной команды был вызван нападающий Антюхин из Таврии.
Всего к визиту в Прибалтику готовились 20 футболистов. Восемь из них представляли Динамо, пять -- Днепр, по два -- Черноморец и Шахтер. По разным причинам вне поля зрения тренерского штаба (а единственным помощником Конькова по-прежнему оставался Зуев) оказались Леоненко, Коновалов, Ковалец, Дирявка, Шкапенко.
Хочешь заниматься хобби в сборной -- плати!
У литовцев между тем на тренерском мостике произошла пересменка. В отставку был отправлен Альгимантас Любинскас -- тот, что бил Украину, да и в целом удачно стартовал в квалификации (в активе команды также была выездная победа над Словенией -- 2:1) и подарил соотечественникам надежду на продолжение борьбы за путевку в финальный турнир.
Формальным поводом для разрыва отношений с ним стало заявление тренера о том, что он не может гарантировать положительного исхода встреч прибалтийцев с Хорватией и Италией. Прозвучало заявление еще весной, после того, как федерация в последний момент отменила планировавшийся заранее двухнедельный тренировочный сбор в Чехии. Ну, скажем, не отменила -- отказалась финансировать.
Намек был более чем прозрачен -- Любинскасу самому предлагалось понести затраты на подготовку сборной. А поскольку он активно занимался коммерцией, или, как уже стало модно тогда говорить -- бизнесом, чем чрезвычайно нервировал местных футбольных чиновников, то ему и были вручены карты в руки. Коммерсант? Вот и плати! А просто так заниматься хобби в сборной мы не позволим.
Любинскас со своими кровными расставаться не пожелал – нарыв созрел и лопнул. На смену ему пришел маститый по литовским меркам Беньяминас Зелькявичюс (он уже возглавлял сборную в начале 90-х), сохранивший за собой также должности президента и главного тренера столичного Жальгириса. Уже под началом нового рулевого прибалтийцы сыграли вничью с хорватами (0:0), минимально уступили Италии (0:1), а в придачу во второй раз одолели словенцев (2:1). В общем, выглядели вполне боеспособно.
Литовцы, не похожие на литовцев
По-прежнему на ведущих ролях в команде пребывали ветераны Иванаускас и Сукристов, хорошие отзывы о своей игре имели Стауче, Шуйка, Скарбалюс, Шлекис, тянулись за ними Вайнорас, Мацюлявичюс, Стонкус. Понятно, что и в поединке со сборной Украины подопечных Зелькявичюса могла устроить только победа.
И начали они встречу так, что в победе, похоже, не сомневались не только традиционно прохладно относящиеся к футболу местные жители (что поделаешь, если у них есть баскетбол), но и, наверное, соперники. По крайней мере, до середины первого тайма у нашей команды не проклевывалось и намека на серьезный отпор хозяевам, которые действовали смело, легко, непринужденно. Вроде бы это были и не литовцы.
Уже на 6-й минуте счет вполне мог быть открыт. Шуйка пасом из глубины поля вывел к воротам одессита Суслова Иванаускаса -- правда, под довольно острым углом, и на удар одного из ведущих игроков немецкого Гамбурга наш вратарь среагировал. А вот против хавбека каунасского Инкараса Мацюлявичюса спустя каких-то десять минут был бессилен. Мацюлявичюс на противоходе обыграл стоячего Беженара и просто перебросил мяч через голкипера.
Но гол сыграл с литовцами злую шутку. Они уверовали в свое явное превосходство и не заметили, как игра выровнялась, как в середине поля все чаще стали хозяйничать сине-желтые, как у украинцев заработали фланги. И еще до перерыва Гусин и Орбу могли не только восстановить равновесие, но и вывести нашу сборную вперед. Все стало на свои места во второй 45-минутке.
Коньков предвидел, предусмотрел и воплотил
Все три гола в ворота Стауче, одного из пяти легионеров в составе прибалтийцев, можно было назвать близнецами. Или, на худой конец, кузенами. Все три были забиты после фланговых прорывов. Дважды Гусейнову и Гусину ассистировал Орбу, а свой первый мяч Гусейнов провел после прострела Жабченко.
Кстати, дубль Гусейнова стал всего вторым в биографии нашей национальной команды. Впервые подобным образом в октябре 1993 года отметился динамовец Леоненко, во время турне в США забивший два гола в ворота будущего участника трех чемпионатов мира Тони Меолы. Стауче в мундиалях не участвовал, но за Спартак, Галатасарай и Дуйсбург поиграл.
Зелькявичюс в поражении своей команды обвинил израильтянина Сукристова и швейцарца Шлекиса, которые, по словам наставника, абсолютно не оправдали его надежд. Но согласился, что он и сам проморгал момент, когда инициатива полностью перешла к сопернику. Иначе бы предпринял контрмеры. А также согласился с тем, что сине-желтые оказались быстрее и еще быстрее принимали игровые решения. Но это уже когда стали показывать свой футбол.
Анатолий Коньков на фоне Зелькявичюса выглядел провидцем -- он все предвидел, предусмотрел и воплотил. Дал хозяевам выпустить пар, выждал и нанес три разящих удара, когда литовцам предъявить уже было нечего.
Максим ТРЕТЬЯК
Протокол ЛИТВА -- УКРАИНА -- 1:3 06.09.1995. Вильнюс. Стадион Жальгирис. Дождь. 17 градусов. 6 000 зрителей. Отборочный матч Евро-1996. Арбитр -- Б.Шорт (Ирландия). Литва: Стауче, Жюкас, Сукристов, Терешкин (Прейкшайтис, 70), Вайнорас, Шуйка, Мацюлявичюс, Иванаускас, Стонкус, Скарбалюс (Жвингилас, 77), Шлекис. Тренер -- Б.Зелькявичюс. Украина: Суслов, Лужный (к), Скрипник, Головко, Жабченко (Похлебаев, 68), Горилый, Орбу, Калитвинцев, Беженар, Гусейнов (Евтушок, 86), Гусин. Тренер -- А.Коньков. Голы: 1:0 Мацюлявичюс (17), 1:1 Гусейнов (62), 1:2 Гусейнов (72), 1:3 Гусин (83). Предупреждены: Сукристов -- Калитвинцев, Горилый, Головко.