Во многом из-за смерти тренера Динамо в 2002 году впервые уступило чемпионство ШахтеруВторая часть нашей беседы с экс-защитником Динамо и сборной Украины Юрием ДМИТРУЛИНЫМ была в большей степени посвящена Валерию Лобановскому, который ушел из жизни ровно 15 лет назад. Ведь кто знает наставника лучше, чем футболисты, игравшие под его руководством?
«Из-за травм потерял порядка трех лет футбольной карьеры»
— Юрий, вы отдали Динамо более 10-ти лет. Можно было больше?— Да, но мне, наверное, не хватило здоровья. Я ведь перенес 14 операций, после каждой из которых был период восстановления, а к 30-ти годам оно проходит намного медленнее, соответственно, и физические кондиции набирались дольше.— Какой была самая сложная травма?— Разрыв крестообразных связок. Это, думаю, самое тяжелое повреждение для футболиста. Период восстановления после него очень длительный, а потом еще не факт, что игрок сможет вернуться на прежний уровень…— Сколько футбольного времени у вас отобрали вынужденные простои?— Не считал (улыбается). (После паузы.) Полагаю, где-то 2,5—3 года.— При таком количестве травм не хотелось порой завязать с футболом?— Ни в коем случае. От повреждений никто не застрахован. Наоборот, иногда бывало такое, что я даже опережал графики восстановления, так хотелось играть…
«Из кабинета Лобановского выходили мокрыми...»
— В 2002-м Динамо впервые уступило титул чемпиона Шахтеру. Команда сломалась после смерти Валерия Лобановского? — Я, кстати, часто об этом думаю. Тяжело ответить на этот вопрос однозначно. Все-таки, наверное, да, в психологическом плане было очень сложно. Команда была подавлена. Никто не знал, что будет дальше. В какой-то мере мне эта ситуация напомнила 1995 год, когда Динамо дисквалифицировали из Лиги чемпионов. Это был шок!— В поединке против запорожского Металлурга вы были на поле, когда Валерию Васильевичу стало плохо. Тогда никто не мог подумать, что спустя неделю случится трагедия...— Конечно, нет. Кто-то, между прочим, в интервью меня обвинял, мол, после того, как Дмитрулин потерял мяч, Лобановский разнервничался…А вообще все думали, что эта ситуация разрешится, и наставник вернется на свое тренерское место. Игроки очень этого ждали.— Каким вам запомнился самый успешный украинский тренер?— Думаю, он оставил большой след в жизни каждого футболиста, который выступал под его руководством. Гений своего времени, великолепный психолог, выдающийся тренер — об этом человеке можно говорить и говорить.— Чем вам запомнилась первая индивидуальная беседа с Лобановским?— Все, кто ни заходил к нему общаться, выходили из кабинета мокрыми, будто пробежали полуторачасовой кросс. Все знали, кто такой Лобановский, но никогда его не видели, а тут он вызывает тебя на беседу. Ты словно кролик перед удавом (улыбается).— Вас Лобановский когда-то наказывал?— Насколько я помню, Валерий Васильевич никогда никого не штрафовал. Провинившегося в чем-либо футболиста он мог перевести во вторую команду, чтобы он доказывал свою состоятельность там. Но прежде чем привести приговор в исполнение, он обязательно вызывал игрока к себе и там все объяснял. А возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что я под санкции не подпадал ни разу.— Наставник менял свои решения?— И такое бывало не раз. Но как говорили старшие партнеры по Динамо, после приезда из Кувейта у Валерия Васильевича стало другое отношение к подопечным, намного более мягкое.— После значимых побед, к примеру, выездных, в самолете футболисты позволяли себе расслабиться?— Это провокационный вопрос. Мы все — живые люди, и если гулять, так командой, но на следующий день будьте добры на тренировке выкладываться по полной.
«Методика работы Лобановского приносила результат»
— Лакмусовой бумажкой для Валерия Лобановского были ТТД?— Не сказал бы. На сборах на первом месте была функциональная подготовка. Никто не любил тест «пять по триста», поскольку не понимал, что полезного в данном упражнении. Это был просто тест на прочность: выдержишь или нет? Прошел его — тогда ты готов для игры в Динамо… А что касается ТТД, то это в большей степени информация для наставника.— Тем не менее доводилось слышать, что Юрий Дмитрулин был одним из лучших в Динамо по тактико-техническим действиям…— Скажем так, не худшим.— Не скромничайте.— Если кто-то вам это сказал, тогда так и напишите (улыбается).— Всем известно, что в Динамо на первом месте была физическая готовность футболистов. Вы согласны?— Это немаловажный момент, но с мячом мы тоже работали много. Считаю, все было в меру. Каждый тренер готовит команду по своей методике, но на первое место всегда выходит результат. И раз Динамо добивалось успехов не только в Украине, но и в Европе, значит, наставник делал правильную работу.— Лобановский мог напихать нападающему, который забил гол, но при этом показал низкий КПД?— Не просто мог, а часто высказывался по этому поводу. К примеру, при разборе игры английского Ньюкасла Валерий Васильевич говорил, что не считает Алана Ширера классным форвардом, и он не подошел бы под модель игры киевского Динамо, поскольку объем работы, несмотря на забитые мячи, он выполняет очень маленький, а такого в командных действиях быть не должно.
«Белькевич и Гусин незаслуженно сидели на лавке»
— Вы как-то говорили, что динамовские бразильцы пренебрежительно относились к тренировочному процессу. При Лобановском их в команде не было бы?— Двести процентов! На моем веку в Динамо привозили стольких кудесников мяча, что пальцев не хватит, чтобы их пересчитать, но в большинстве своем они ничего из себя не представляли. После Динамо кто из них хоть где-то поиграл на высоком уровне? Не вспомню. Ничего плохого не могу сказать разве что о Диого Ринконе, который, возможно, был исключением из правил.Порой обидно было, когда на лавке сидели Валик Белькевич и Андрей Гусин, которые были на голову выше многих легионеров. Некрасиво с ними поступали прежде всего некоторые наставники… — Тогда назовите свою лучшую тройку легионеров, с которыми вы поиграли в Динамо. Футболистов из стран бывшего СССР считать не будем.— Тяжело сразу ответить. Давайте так: Георгий Пеев, Флорин Чернат и Горан Саблич.— Сейчас вы тренируете детей. Наверх поглядываете?— В нынешнее время много заслуженных наставников сидит без работы. Конечно, у меня есть мечты потренировать взрослую команду, но пока я работаю с детьми, и мне это приносит огромное удовольствие. Надеюсь, и ребятам тоже.Сергей ДЕМЬЯНЧУКЧасть 1