Ярослав Ватаманюк. Часть 2. «От Маркевича пришлось прятаться в шкафу»

Аватар Zbirna.com Zbirna.com
9591
0 голосів
Ярослав Ватаманюк. Часть 2. «От Маркевича пришлось прятаться в шкафу»
Бывший защитник национальной команды Ярослав Ватаманюк поделился воспоминаниями в эксклюзивном интервью В первой части беседы экс-игрок сборной Украины Ярослав Ватаманюк рассказал о своем первом тренере, вызове в сборную Украины и поездке с сине-желтыми на матч со сборной США. Во второй части интервью он поведал о том, почему выступал только за одну команду мастеров — Прикарпатье, а также поделился мнением, что помешало подопечным Андрея Шевченко пробиться в финальную часть чемпионата мира…

«У Анатолия Заяева была своя фишка»

— Это похвально, что вы так тепло отзываетесь о своем первом тренере, а кто еще из наставников сыграл определяющую роль в вашем становлении как футболиста? — Нужно отдать должное Борису Рассихину, пригласившему меня в Прикарпатье. А вот Виктор Колотов запомнился своей интеллигентностью, он никогда не повышал голос, но одним взглядом мог так приструнить, что уже было не до шалостей… Что касается Анатолия Заяева, то он был сильным мотиватором, хотя, чтобы повысить свой авторитет среди футболистов, иногда блефовал. В частности, он никогда не забывал поздравить подопечного перед командой с днем рождения. А заканчивал монолог вручением конверта с деньгами, мол, прими этот подарок лично от меня. Но когда он уже уехал из Ивано-Франковска, оказалось, что эти средства выделяло клубное руководство, а Заяев об этом умалчивал… — Вы лучше знали наставников еще и потому, что больше десяти лет были капитаном Прикарпатья. В Ивано-Франковске на эту должность выбирали или назначали? — Выбирали каждый год на клубном собрании. — Но ведь и для Прикарпатья была характерна кадровая ротация, почему же и пополнение все равно отдавало предпочтение именно вам? — Наверное из-за того, что я страшно не любил проигрывать, даже на тренировках. Поэтому всегда боролся до конца. Также важно, что в переговорном процессе с клубными боссами мне успешно удавалось защищать интересы партнеров. Кстати, я никогда не надевал капитанскую повязку сам, эту миссию выполняли врач команды или массажист. Это был своеобразный ритуал, мне казалось, что это на фарт. — Обратил внимание на то, что вы всегда играли под третьим номером… — Просто это моя любимая цифра. Считаю, что она приносила мне удачу. Любопытно, что в номере квартир, где мне приходилось жить, тоже всегда присутствовала тройка…

«Несмотря на невысокий, как для стоппера, рост меня часто называли «королем воздуха»

— Вы всегда играли в центре обороны? — Нет, поначалу действовал на правом фланге защиты. Благодаря цепкости, скоростной выносливости успевал не только выполнять свои прямые обязанности, но и подключаться в наступление. Однако в 1987 году меня заставили сменить амплуа. Прикарпатье играло в гостях с Десной, и в первом тайме черниговцы по центру трижды выходили один на один с нашим вратарем, но, к счастью, не забивали. В перерыве тогдашний рулевой Прикарпатья Борис Стрельцов убрал одного из стопперов и сказал, что теперь я буду выступать на этой позиции. И не прогадал. Во втором тайме в обороне уже был порядок, и мы в итоге отпраздновали крупную викторию — 3:0. И, к слову, снова я сыграл на правом фланге защиты еще лишь однажды, в том памятном матче со сборной США… Кстати, несмотря на невысокий, как для стоппера, рост меня часто называли «королем воздуха». Ибо благодаря прыгучести, правильному выбору позиции я очень редко проигрывал дуэли на втором этаже. — Соответствует ли действительности информация, что вы помните все сыгранные за Прикарпатье поединки? — Да, тем более что после каждого матча я записывал свои впечатления в специальный блокнот. И хотя все они мне дороги, но нужно выделить гостевую ничью в Киеве с Динамо — 1:1, запомнился и домашний поединок с теми же динамовцами, после которого их лидер — Андрей Шевченко уезжал играть за Милан. Мы дали бой именитому сопернику, который таки склонил чаши весов в свою пользу лишь в концовке благодаря меткому удару неугомонного Шевченко. Несмотря на поражение, болельщики устроили нам овацию. А как не вспомнить мой 500-й, юбилейный матч за Прикарпатье? Перед его началом президент ФК Анатолий Ревуцкий презентовал мне автомобиль. Настроение у меня было приподнятое, да и партнеры тоже постарались, чтобы это противостояние с Днепром запомнилось надолго. Мы продемонстрировали очень качественный футбол, забив в ворота гостей три мяча, а в свои не пропустив ни одного.

«Карпатам мне пришлось возвращать подъемные…»

— Не поверю, что за столь продолжительное время вы не получали заманчивых предложений от более именитых клубов. — Не люблю хвастаться, но меня хотели видеть у себя с полдюжины команд украинского элитного дивизиона. В частности, Карпаты звали дважды. Первый раз даже находился в их тренировочном лагере две недели, еще до подписания контракта мне дали серьезные подъемные. Однако после окончания сбора я возвратил деньги, так как в Карпатах мне не понравилось. Но львовяне были настойчивыми, и вскоре их селекционеры начали меня прессинговать. Тогдашний главный тренер Мирон Маркевич не скрывал, что очень рассчитывает на меня. И чтобы убедить меня перейти в Карпаты, прислал известного переговорщика — своего отца. Однако я категорически не хотел менять прописку. И когда из окна своей квартиры увидел, как из автомобиля выходит Маркевич-старший, то мне ничего не оставалось, как прятаться в шкафу, а супругу попросил сказать, что я уехал в неизвестном направлении. А в 1993 году я даже сыграл два матча на сборе во Франции за киевское Динамо, где моими партнерами были Олег Лужный и Сергей Шматоваленко. Главный тренер динамовцев Михаил Фоменко мной остался доволен и дело шло к подписанию контракта. Однако из-за семейных проблем пришлось отказаться от переезда в Киев. Может, если бы все сложилось иначе, я не ограничился бы одним выступлением за сборную Украины. — Вы, как и ваши кумиры — Франко Барези и Паоло Мальдини, в зрелом возрасте решили уйти, образно говоря, на футбольную пенсию… — По правде говоря, я быстро убедился, что еще не наигрался, тем более что всегда придерживался спортивного режима и травмы обходили меня стороной. И, принимая во внимание возникшую ситуацию, мог бы еще сезон-другой поиграть на высоком уровне. Однако поскольку никаких приглашений так и не дождался, пришлось ограничиться выступлениями за аматорский Тепловик, который трижды подряд побеждал в первенстве Ивано-Франковской области. — Похоже, с футболом вы не спешили расcтаваться… — Об этом не могло быть и речи, тем более что для себя с будущим я уже определился: собирался стать тренером. Начинал ассистентом в Прикарпатье у Александра Ищенко, был поражен, как скрупулезно он готовится к каждой тренировке, учитывает каждую мелочь. Затем возглавлял второлиговую Черногору, и в том, что лидеры этой команды — Игорь Худобяк, Ярослав Годзюр, Петр Ковальчук, Николай Лазорик сумели проявить себя в футболе, есть и моя заслуга… Когда же Черногору расформировали, то вернулся в Прикарпатье, где помогал Сергею Пташнику. Мог ли рассчитывать на большее? Сложно сказать… Скорее всего, мне мешал находиться у руля мягкий характер. В последнее время работаю в футзале: сначала входил в тренерский штаб Урагана, а сейчас — еще одной амбициозной ивано-франковской команды — Виза Вторма…

«Сборной Украины нужен забивной нападающий»

— Хотелось бы услышать ваше мнение как тренера о выступлении сборной Украины в отборочном цикле мирового чемпионата. — Конечно, очень жаль, что подопечные Андрея Шевченко не пробились в финальную стадию турнира. Но нужно быть реалистами: решающий поединок с хорватами показал, что мы отстаем от ведущих команд континента. В нужный момент не хватило концентрации, характера, бросалось в глаза, что в сборной нет нападающего, который может в одиночку решить судьбу матча. Так что у Андрея Шевченко впереди непочатый край работы… Хотя импонирует, что он делает ставку на молодежь, что нацеливает подопечных на комбинационный футбол. В тренерский штаб национальной сборной входят известные зарубежные специалисты, и это тоже позволяет надеяться, что общими усилиями они позаботятся о прогрессе главной команды страны. Тем более, что лидеры — Андрей Ярмоленко и Евгений Коноплянка еще могут послужить сборной несколько лет. — Тогда последний вопрос: знаю, что вы с супругой воспитали двух дочерей, а с появлением внука начали мечтать, что будет кому пойти по вашим стопам? — Хотелось быть последовательным, и я действительно отдал Артема в спортшколу Прикарпатье, тем более что он всегда возился с мячом. Однако в последнее время ему разонравилось ходить на тренировки, появились новые увлечения. Похоже, это именно тот случай, когда в семье хватает одного футболиста… Василий МИХАЙЛОВ День в истории. Родился один из лучших полузащитников 90-х