Украинец, становившийся бронзовым призером чемпионата Исландии, рассказал о своих выступлениях на острове и впечатлениях от прогресса местной сборной30-летний киевлянин Денис СЫТНИК — настоящий пилигрим. Он поиграл в чемпионатах Украины, Исландии, Румынии, Мальты, а в последнее время рассматривает приглашение от клуба чемпионата Гибралтара. А начиналось все с Исландии, где он стал первым из украинцев призером чемпионата. И видел своими глазами как начиналась футбольная слава островной страны.Накануне матча Исландия — Украина мы попросили Дениса рассказать о своих впечатлениях от тамошнего футбола.
«Я забиваю, а мне пихают»
— Денис, в Исландии играли всего два украинских легионера, причем, вы — второй и на данный момент последний. Как же вы там очутились?— В какой-то момент я разочаровался в украинском футболе. Много было негатива. Скажем, подписывал контракт с футбольным клубом Заря (Луганск), а оказалось, что я связал себя с командой Коммунальщик. В то время каким-то образом президент этого клуба владел правами на то название, вот так и вышло. Затем пробовал силы в клубе Горняк-Спорт во второй лиге.Однако для себя решил: обязательно попробую себя за границей. Предпринимал какие-то попытки, но все как-то не получалось. А помог знакомый норвежец: через свои контакты он организовал мне просмотр у себя на родине. Там я не подошел — тренеры искали нападающего таранного типа, однако во время одного из контрольных матчей меня заметил уже исландский агент. Предложил пройти просмотр в Вестманнаэйяре.— Знали, что именно за этот клуб играл в 1993 году первый украинский легионер в Исландии — экс-одессит Игорь Наконечный?— Что вы! Я вообще ничего не знал ни об исландском футболе, ни о местном климате, ни о культуре. Перед поездкой основательно пополнил свои знания, читая в Интернете об этой стране. Но все равно то, что увидал после приезда, впечатлило — страна оказалась красивейшая! И люди — просто отличные. Идешь по улице, они видят, что ты нездешний, скорее всего, иностранец, то обязательно тебя спросят, не помочь ли, не подсказать ли что-то. В Исландии если потеряешь кошелек, то тебе его возвратят со всем содержимым.— Просмотр в Исландии был основательным? — Я надолго его запомнил. Приезжаю — забил в одной игре три мяча, в другой столько же. Радуюсь: «Вот как в новой команде начал, наверное, все довольны!» А меня тренер подзывает и говорит: «Ты там и там прибавь, когда отходишь — вступай в прессинг». Я такого еще не видел — нападающий забивает, а ему за черновую работу пихают. Но тренер у нас был очень хороший, я быстро понял, чего он требует.— Ваш новый клуб с самого начала считался претендентом на медали?— Мне кажется, настолько удачное выступление клуба в чемпионате-2010 для всех стало сюрпризом. За год до того команда финишировала прямо над зоной вылета. Да и по финансам всегда была далека от грандов. Однако мне повезло: я прибыл в очень хороший коллектив. У нас было несколько африканцев, пару англичан, но в основном — местные ребята. Помимо нескольких ветеранов, остальные — мои сверстники, в возрасте от 20-ти до 25 лет. Командный дух был на высоте, очень здорово все стояли друг за друга. Поэтому и «выстрелили» — в том сезоне финишировали третьими с отставанием от чемпиона в два очка.
«Лечить зубы у тренера было дорого»
— Главным тренером Вестманнаэйяра в то время был Хеймир Халльгримссон — нынче главный тренер национальной сборной Исландии. Как работалось с этим специалистом?— Очень хорошо! Халльгримссон же вообще — легенда клуба, много лет играл за него, тренировал и основную команду, и женский состав. Хеймир — один из лучших тренеров, которых мне приходилось встречать, по части разбора соперников. Всегда досконально объяснял сильные и слабые стороны каждой команды, с каждым игроком вел отдельные беседы. С командой Халльгримссон практиковал совместные походы в театр, ресторан, кино. Он — хороший психолог, мог с игроками беседовать часами. Для футболиста очень важно, когда есть обратная связь с тренером и понимаешь, чего он требует.— Кстати, как находили общий язык? — Помогло знание английского. В Исландии его знают более-менее все. В команде и местные, и легионеры на английском общались. Встречал в местном чемпионате сербского тренера — он провел там чуть ли не 10 лет, но на исландском ни слова не знал.— Правда ли, что Хеймир параллельно с футболом подрабатывал стоматологом? — Конечно. Многие игроки, тренеры совмещали футбол с обычными профессиями. У Хеймира был свой дом, а в нем этаж выделен под стоматологическую практику. Мне тоже приходилось лечить у него зуб, однако воспоминания не лучшие. В Исландии стоматология очень дорогая, по сравнению с Украиной. Один визит к врачу — 100 евро, а если приходится приходить несколько раз, то умножаем 100 на количество раз. Так что доделывал ее уже дома…— Каким вам показался исландский чемпионат? — Довольно ровным. Каждый мог проиграть каждому. Не было такого, что тур идет, а ты знаешь все результаты. К тому же, мне очень нравится, что в Исландии очень качественные поля. Когда я играл, пару команд принимали соперников на синтетике, но в основном у них хорошие травяные газоны. Причем, так как местный климат мягкий и без перепадов, они всегда в хорошем состоянии.
«Пережил извержение Эйяфьятлайокудля»
— Быт исландского футболиста чем-то отличается от того, что вам приходилось видеть в Украине? — Разве что больше футболистов, которые подрабатывают на обычной работе — причем не для галочки, а на самом деле. Бывало, человек 4—5 часов отработает пожарником, полицейским или таксистом, а затем к нам — на тренировку. Кое-кто в самом клубе работал. Но что самое главное, ко всем одинаковые требования — и к работающим, и к не работающим, и к иностранцам, и к местным. Опоздания, нарушения режима караются немаленьким штрафом. На тренировках никто не филонит. Тренер всегда повторял: «Это — Исландия». Жил я в выделенной клубом квартире, стадион был не так далеко. Все нравилось.— А что плохо в Исландии?— Как для нас, украинцев, — цены. Очень дорогие привозные продукты — овощи, фрукты, консервы. Дорогая медицина. Техника — вообще по космическим ценам. Словом, дорогое все, что привозится на остров. Но и получают местные жители несравненно больше, чем люди в нашей стране…— В 2010 году вся Европа переживала последствия извержение вулкана Эйяфьятлайокудль. Вы застали это зрелище?— Еще как! Когда вылетал туда, пришлось долго ждать рейса из Копенгагена в Рейкьявик. Видел, как поднимался вулканический пепел и закрывает все до горизонта. Как будто снег, но черный. Люди ходили в масках и очках несколько дней. Даже на три недели приходилось эвакуироваться в столицу и играть домашние матчи как выездные. Но как только вулкан уснул, все быстро пришло в норму. Местные как будто привычные к этому, вот и мы, иностранцы, успокоились.— Как складывались ваши выступления в Исландии? — Хотя пережил по ходу своего первого сезона травму, в 17 матчах забил 6 мячей, хотя и не всегда играл на острие атаки. Помните, у них в Исландии была команда, которая прославилась оригинальным празднованием голов? Стьярнан называется. Так вот, я ей забил — причем, тот гол признали лучшим в туре!С Вестманнаэйяром мы завоевали бронзовые медали и вышли в еврокубки. Это был совершенно новый и уникальный для меня опыт. На следующий год снова боролись за чемпионство и опять взяли третье место.Однако Хеймира после этого успеха пригласили в национальную сборную, где он работал со шведом Ларсом Лагербаком. У меня была травма, к тому же нужно было возвращаться домой. Я попрощался с клубом и поиграл в румынском Петролуле.Позже улетел в Израиль на просмотр, но повредил плечо и восстанавливался дома. А затем попробовал с другого захода поиграть в Исландии. Начинал из местной первой лиги. Поиграл за Гриндавик и Троттюр, однако в первой команде был тренером серб, который не знал английского язика. Он не хотел меня видеть в команде, так как мы не могли общаться с ним, и в итоге он пригласил в команду своего земляка. А я ушел в аренду в Троттюр…
«Еще до старта Евро-2016 говорил, что Исландия выйдет из группы»
— Вообще, Исландия имеет право называться футбольной страной? — Конечно. Там огромное количество полей. Все люди очень спортивные — еще гандбол любят, атлетику. Может, цифры посещаемости не впечатляют, но, согласитесь, 2500 зрителей для Украины и Исландии — это совершенно разные вещи. На нашем острове всего четыре тысячи населения, а именно столько зрителей часто приходило на матчи. То есть, половина!— Откуда феномен исландского футбола, где столько легионеров в Британии и Скандинавии?— Сказывается, что нация спортивная. Много стадионов, полей. В школе физкультура — любимый и важный предмет. Есть специальная программа поддержки детских тренеров. Как только я появился в Вестманнаэйяре, меня сразу агитировали на курсы записаться. Тренеры здешние тоже стремятся к лучшему. Хеймир, к примеру, в Англии тренерское образование получал.— Триумфальное выступление Исландии на Евро-2016 для вас стало удивлением?— Нет. Я друзьям задолго до чемпионата говорил, что Исландия выйдет из группы. Другое дело, что даже я не ждал, что они англичан выбьют и так высоко проберутся! Тут уже узнаю почерк Хеймира — он очень силен в постановке командной игры, обороны. Часто практиковал у нас смену тактики. Мы могли начать с 4—5—1, затем перестроиться на 4—4—2, а если проигрываем — то даже в четыре форварда доиграть!…Исландский футбол очень быстро прогрессирует, в отличие от нашего. Вот недавно проходили турниры для U-17, U-19 и U-21. Так посмотрите, где закончила Украина и где закончила Исландия. Во всех возрастных категориях мы оказались ниже. Один из наших возрастов вообще проиграл — 1:4, и это о многом говорит.Артур ВАЛЕРКО