Экс-защитник Динамо и сборной Украины на Максимире возлагает большие надежды на лидеров сине-желтых
В свое время без этого футболиста трудно было представить себе оборону киевского Динамо, за которое он отыграл более 250-ти матчей в чемпионате страны. Не последнюю роль защитник сыграл и в сборной Украины, в составе которой провел 63 поединка. О столичном клубе и национальной команде (и не только) корреспондент КОМАНДЫ1 поговорил с Владиславом ВАЩУКОМ, выступающим сейчас в новой ипостаси — менеджера.
— Владислав, как часто есть возможность смотреть нынешний чемпионат Украины?
— Я его вообще не смотрю.
— И даже матчи родного Динамо?
— Разве что в обзорах.
— Это из-за уровня отечественного первенства?
— Это потому, что мне и без того есть чем заняться. Конечно, и сила украинской Премьер-лиги, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
— Какой последний поединок динамовцев удалось посмотреть?
— Опять же — нарезку воскресного матча против Зирки.
«Многие молодые игроки считают себя крутыми»
— Стыдно за такое Динамо?
— Трудно сказать, стыдно ли. Динамо всегда было на вершине, будь то чемпионат СССР или Украины. Я не знаю, понимают ли сейчас молодые ребята или иностранцы столичного клуба, что, когда ты надеваешь динамовскую футболку, ты уже попадаешь в историю. Хотя бы даже от этого должно идти вдохновение, жажда всегда быть первым. Я могу ошибаться, но, может, кто-то этого не понимает. Тогда грош цена такому футболисту.
Против Динамо команды всегда рубились, используя все возможные средства: качество полей, грубость игроков, наконец, судей. Безусловно, на выезде всегда сложно, особенно против коллективов, которые защищаются большими силами. Но вообще считаю, что в наше время футболисты были более патриотичными по отношению к клубу.
— Возможно, некоторые исполнители поймали звездочку…
— Не думаю. В этой ситуации не последнюю роль играют агенты, которые завышают трансферную стоимость футболистов, без оснований смотрят на Запад. Может, поэтому игроки и считают, что они круты, хотя на самом деле еще ничего в футболе не добились. Опять же — в наше время такого не было, и до исполнителей информация практически не доходила.
— Может, такой поток информации и мешает молодежи сконцентрироваться на футболе?
— Не исключено. Можно разные версии выдвигать: друзья, девушки, клубы... Тогда игроку нужно завязывать или отказываться от соблазна, если он хочет достичь чего-то в футболе.
— В ноябре прошлого года главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко вызвал на сбор всего четырех футболистов Динамо. Показывает ли это нынешний уровень столичной команды?
— Откажусь от комментариев, хотя это вполне возможно.
— В Динамо 90-х, особенно при Валерии Лобановском, наверное, меньше, чем на сто процентов, сыграть было нельзя.
— В этих словах — большая доля истины. Если в других клубах было по два-три дня выходных, то в Динамо на следующий день после календарного матча бывали тренировки, приближенные по энергозатратам к поединкам чемпионата. Только так можно было выйти на уровень, позволяющий потом в Лиге чемпионов на равных играть с лучшими командами Европы. А главным мотиватором коллектива был тренер, Валерий Васильевич Лобановский.
«С Сабо мог зарубиться только Леоненко»
— Владислав Ващук вызывался в сборную Украины на протяжении 11-ти лет (с небольшим перерывом). Это уровень?
— Не хочу быть нескромным, но, считаю, так и есть. Опять же — упорная работа в клубе давала результат.
— Помнишь свой первый матч в составе сине-желтой дружины?
— По-моему, это был 1996 год, товарищеская игра против Молдавии.
— В Кишиневе была зафиксирована ничья — 2:2.
— Да, я тогда вышел не замену.
— Волнение перед выходом на поле было колоссальное?
— Не без этого. Все-таки мне был 21 год. Однако все быстро вошло в свое русло. Правда, при Йожефе Сабо я нечасто попадал в состав.
— Почему?
— Он этого не объяснял, наверное, считал меня плохим футболистом. Я и при Юрии Семине был больше запасным. Он многократно выпускал меня на две-три минуты…
— Конфликтов не было?
— Нет. При Сабо я был молодым, какой конфликт? Это Виктор Леоненко мог зарубиться (улыбается).
— Какой самый памятный поединок у Владислава Ващука в составе национальной команды?
— Трудно выделить. Наверное, один из таких — это матч отборочного турнира Евро-2000 против Исландии, когда я забил единственный гол за сборную. Отложилась в памяти и встреча со швейцарцами в 1/8-й чемпионата мира 2006 года. А как забыть трусы Фернандо Торреса и пенальти в наши ворота в игре с Испанией на том же мундиале? Очень обидным было поражение от Словении в плей-офф за право попасть на чемпионат Европы 2000 года…
— Не менее обидным был проигрыш в 1997-м хорватам в стыковых матчах за право попасть уже на чемпионат мира?
— Тоже было дело. В Загребе нас тогда прилично повозили. Жаль только, что дома не получилось взять реванш, хотя предпосылки для этого были.
«Футболисты сборной Хорватии противные…»
— Можно ли назвать сборную Хорватии неудобным соперником для сине-желтых?
— Думаю, да. Хорваты по-футбольному противные, цепкие. Тяжело играть против такого оппонента.
— Сейчас, наверное, балканская сборная не слабее команды образца 1997 года?
— А может, и сильнее. Трудно сравнивать. Игру клетчатых ведут Лука Модрич с Иваном Ракитичем. Это полузащитники Реала и Барселоны, креативные исполнители, мыслящие нестандартно. Таким футболистам тяжело противостоять. Но все же, несмотря на большое количество звезд в составе хорватов, я бы отметил их командные действия.
— За счет чего можно добиться положительного результата в Загребе?
— За счет объема технико-тактических действий, работоспособности. Нужно постараться сознательно отнестись к голевым ситуациям у ворот противника, по максимуму использовать как стандартные положения, так и быстрые атаки.
Важно не дать сопернику развернуться у своих ворот, особенно это касается первых минут. Еще очень сложный период в матче наступает после 60-й минуты, когда появляется элемент усталости. И здесь важна роль лидеров, которые должны взять на себя больше ответственности.
— Многие твои бывшие партнеры по Динамо выбрали тренерскую стезю. У тебя к этому делу душа не лежит?
— Я хоть и получил тренерский диплом, но понял, что наставником быть не хочу. Мне нравится то, чем я занимаюсь сейчас.
«Кварцяный считал меня нефартовым»
— Когда ты понял, что пора вешать бутсы на гвоздь?
— Когда не стало предложений. После ухода из Волыни в 2011-м я полгода был без команды. Тогда и пришло решение, что нет смысла дергаться. Хотя в Луцке можно было еще побегать, но Виталий Кварцяный сказал спасибо, и мы без претензий разошлись.
— Чем тебе запомнился волынский этап карьеры, в частности, работа под руководством Кварцяного?
— Первые полгода мне пытались доказать, что я не умею играть в футбол. Вторые полгода были еще сложнее, поскольку я был то нужен команде, то не нужен. Бывало, Виталий Владимирович говорил, что я нефартовый, мол, со Львовом вылетел из вышки, с Черноморцем — та же история… Хотя концовка луцкой командировки прошла ровно, можно сказать, без эксцессов. Волынь сохранила прописку в Премьер-лиге, и претензий ко мне больше не было.
— Какое сейчас у Владислава Ващука основное направление работы?
— Детский футбол. Пока у меня одна академия, но в перспективе, надеюсь, будем расширяться.
— Что это за академия, где она находится и сколько человек в ней занимается?
— Она находится в Броварах. В ней занимается 200 детей, а точнее — 202 . Моя основная цель — развитие детского футбола в Украине , с использованием своей системы подготовки молодых талантов.
Сергей ДЕМЬЯНЧУК