Сергей Турянский. Часть 2: «В свое время мне выпал счастливый билет»

Аватар Zbirna.com Zbirna.com
46740
0 голосів
Сергей Турянский. Часть 2: «В свое время мне выпал счастливый билет»
Нападающий Сергей Турянский горд тем, что хоть и один раз, но надевал футболку национальной сборной Украины

Фото из личного архива Сергея Турянского

Предлагаем вашему вниманию вторую часть интервью с экс-игроком национальной сборной Украины Сергеем ТУРЯНСКИМ, которому 25 мая исполнилось 58 лет.

«Заяев умел найти подход к потенциальным новичкам»

-- Сергей, матч в составе тернопольской Нивы против киевского Динамо, лучший в вашей карьере? -- Я бы так категорично не заявлял. Ведь еще, выступая за Нистру в союзные времена, я неплохо проявил себя в поединке с Зенитом, забив красивый гол в стиле Григория Федотова ударом слета. А защищая цвета Прикарпатья выдал хороший матч с Таврией… -- И сразу оказались в поле зрения тогдашнего рулевого крымчан Анатолия Заяева? -- Совершенно верно. Заяев был неплохим психологом и умел найти подход к потенциальным новичкам. Уже, находясь в Симферополе сам был свидетелем, как он, набрав телефонный номер приглянувшегося ему игрока, говорил, звеня ключами: «Ты слышишь этот прекрасный звон? Это я перебираю связку ключей от твоих шикарных апартаментов. Срочно приезжай!» Мне тоже пообещали квартиру, однако хотя в каждом поединке я действовал с максимальной самоотдачей, но своей очереди так и не дождался. Поэтому когда после окончания сезона со мной связался один из спонсоров Прикарпатья и сказал, что мой квартирный вопрос в Ивано-Франковске решен, сразу решил возвращаться домой. В клубе слово сдержали. Я и сейчас проживаю в этой трехкомнатной квартире.

«Львов для меня нефартовый город»

-- В вашей карьере была команда, за которую вы сыграли только пять матчей, ни разу не отметившись забитыми мячами. -- Я и не скрываю, что частая смена «прописки» была вызвана желанием заработать. Однако я честен перед работодателями, убежден, что у них ко мне не было претензий. Каждый контракт я отрабатывал по полной! Исключение -- СКА Карпаты, да и в этом моей вины нет, просто, наверное, Львов для меня нефартовый город. Судите сами. В своем пятом поединке за армейцев против Спартака из Орджоникидзе в обычном игровом эпизоде не обошлось без разрыва связок и я выбыл на целый год… -- Назовите тех партнеров, с которыми вам было особенно комфортно играть? -- В Прикарпатье это Ярослав Думанский, Игорь Юрченко, а в тернопольской Ниве -- Богдан Самардак, братья Автандил и Тариэл  Капанадзе. Всех их объединяло стремление действовать креативно. -- В том же Прикарпатье вашими партнерами были Юрий Вернидуб и Роман Григорчук. Было предчувствие, что они сумеют добиться успехов на тренерском поприще? -- Нет. Тогда все внимание было сосредоточено на игровых качествах одноклубников. Я не владел информацией, где они видят себя после завершения карьеры футболиста. Вернидуб был сильным опорным полузащитником, не давал соперникам свободно дышать в средней зоне, а мы с Григорчуком общими усилиями таранили оборону своих визави по центру. Припоминается, тогдашний рулевой Прикарпатья Иван Краснецкий во время установки любил повторять: «В Украине есть одна Говерла, а в Прикарпатье -- сразу две! Поэтому когда не получается контролировать мяч, забрасывайте его на Турянского и Григорчука, а они свое дело знают...» -- намекая на наши с Романом антропометрические данные. Кстати, хотя мы с Григорчуком -- земляки, поначалу с ним был знаком мой отец. Дело в том, что Роман увлекался музыкой, играл в духовом оркестре, который функционировал при щетинно-щеточной фабрике, где работал мой папа. А футболом Григорчук начал заниматься лишь в 23-летнем возрасте и быстро прибавлял, благодаря трудолюбию. В Прикарпатье Роман всегда первым приходил на тренировку, тщательно разминался, а после занятия в обязательном порядке еще на полчаса оставался на поле, сосредоточившись на технике ударов. Успехи Вернидуба и Григорчука на тренерском мостике стали для меня приятной неожиданностью, хотя оба всегда отличались настойчивостью в достижении поставленной цели.

«За время карьеры перенес восемь операций»

-- Какие были сильные стороны футболиста Турянского? -- Мой «конек» -- игра на «втором этаже», умел находиться в нужном месте. Не был жадным, радовался когда и партнеры забивали с моих передач. -- Вы сумели реализовать себя, как игрок? -- Не совсем. Возможно, достиг бы большего, если бы в начале своей футбольной карьеры перешел в Динамо. К тому же меня буквально преследовали серьезные травмы, я перенес восемь сложных операций, к счастью, мне очень повезло с хирургами… Если откровенно, после очередного попадания в лазарет, мне советовали не мучить себя и повесить бутсы на гвоздь. Но в ключевые моменты, благодаря бойцовским качествам я сжимал кулаки и старался после восстановления стать еще лучше. Впрочем, по большому счету, мне грех жаловаться, ведь моя мечта -- сыграть за национальную сборную Украины -- сбылась. -- Вы имеете ввиду матч со сборной Израиля, состоявшийся 15 марта 1994 года? -- Да. Мне повезло, что у руля сборной находился Олег Базилевич, хорошо знавший мои возможности, ведь раньше он был тренером-консультантом в Прикарпатье. Впрочем, я всегда был реалистом и осознавал, что в моем 32-летнем возрасте не стоит связывать  большие надежды с выступлением за сборную. Ведь главная команды страны тогда только формировалась и ставка уже делалась на молодых талантливых исполнителей. Поэтому считайте, что мне выпал счастливый билет. -- Помните, как разворачивались события в том матче в Хайфе? -- Хозяева открыли счет уже в дебюте, и это прибавило им уверенности. Израильтяне продолжали диктовать условия и их викторию с минимальным счетом нужно признать закономерной. Я заменил в середине второго тайма динамовца Сергея Коновалова, но до создания голевых моментов дело не дошло. Хотя я старался, в одном эпизоде даже сыграл очень жестко и был наказан предупреждением. -- После поединка вы с Базилевичем не общались? -- Не видел в этом необходимости, хотя нужно было поблагодарить его за вызов. Я не скрываю, что не видел себя в сборной, не хотелось занимать чужого места. К тому же, вскоре в календарном матче с Кривбассом я порвал ахилл и снова надолго выбыл из строя.

«Шевченко и его помощников нужно только похвалить»

-- Хотелось услышать ваше мнение о нынешней национальной сборной Украины? -- Боеспособная, быстро прогрессирующая команда. Прежде всего, следует похвалить Андрея Шевченко и его помощников, которые не форсировали события, а постепенно создавали монолитный коллектив, с которым сегодня считаются в Европе. Я всегда придерживался мнения, что наши молодые игроки будут быстрее прогрессировать, выступая за зарубежные клубы, где конкуренция заметно выше. И посмотрите, кто сейчас на виду в сборной: Александр Зинченко, Руслан Малиновский, Роман Яремчук… Поэтому не надо пугаться оттока наших самых талантливых футболистов в иностранные клубы, поверьте, от этого  главная команда страны только выиграет. -- Вы завершили карьеру футболиста в 35, защищая цвета тернопольской Нивы. Впрочем, руководство Прикарпатье   через год не побоялось вас -- неопытного специалиста, назначить главным тренером команды, но долго у руля вы не продержались… -- К сожалению, не хватило гибкости в отношениях с клубными боссами. В частности, я был против того, чтобы мне навязывали помощников. Считал, что это прерогатива главного тренера. Как часто бывает в таких случаях, после первых неудач мне это сразу припомнили. Пришлось уйти. -- В дальнейшем вы возглавляли команды, которые неоднократно становились чемпионами Ивано-Франковщины среди аматоров, однако тренировать мастеров вам уже не приходилось. Почему? -- Знаете, я не из тех, кто надоедает клубным руководителям, предлагая свои услуги. Я качественной работой доказывал профпригодность. Несколько месяцев назад мне пришлось покинуть коломыйское Покутье, лидера чемпионата Ивано-Франковской области, но я стараюсь держать руку на пульсе. Часто просматриваю видеозаписи матчей с участием ведущих команд, занимаюсь аналитикой. Это мне обязательно пригодится. Убежден, что я еще не сказал своего последнего слова в футболе. Василий МИХАЙЛОВ  Часть 1