Матч Шахтера снова попал в передрягу с отравлением игроков: как это было

13.05.2018 11:16
Ситуация с возможной отменой матча Шахтера и Вереса напомнила историю еще одной игры с участием горняков — 22-летней давности  

Фрагмент из програмки на матч полуфинала Кубка Украины-1995/1996 между винницкой Нивой и Шахтером

Отравление девяти игроков Вереса в канун чемпионского для Шахтера матча в Харькове невольно напомнило другое — многолетней давности. Тогда в роли отравленных довелось побывать самим футболистам Шахтера. Дело было весной 1996-го — дело оказалось темным, окутанным налетом подозрительности…

Окно в Европу

Шахтер в том году провалил чемпионат. Ставка на матерого 57-летнего Владимира Салькова, бывшего защитника горняков, себя не оправдала. Не сумел выправить ситуацию и его более молодой коллега Валерий Рудаков — не хватило ни опыта, ни умения. Команда в итоге финишировала на небывало низкой, 10-й позиции. Единственным шансом скрасить сезон был выигрыш Кубка Украины, он и двери в Европу открывал. В полуфинале донетчанам, которые в предыдущем раунде в скандальной схватке с Днепром только в серии пенальти одолели соперника, выпало сыграть с винницкой Нивой. Все этапы розыгрыша состояли из одного матча, и согласно жребию провести его Шахтер должен был в гостях. Нива, которую возглавлял тогда Сергей Морозов (тот самый эксперт)  боролась за выживание, и злые языки твердили, что обе высокие стороны уже все порешали. Одной — кубковые преференции, другой — спасительные три очка в очном поединке на финише первенства. Но что-то пошло не так.

Больница №2

Горняки прибыли в Винницу, разместились в гостинице Южный Буг, переночевали, а утром отправились на завтрак в отельное то ли кафе, то ли ресторан. Возглавлял делегацию первый вице-президент клуба Сафиуллин (Ахметов президентом еще не стал, а Брагина уже не было). Понаблюдать за назначенным на 26 апреля матчем пожаловали и официальные лица — генсек федерации Черныш, региональный вице-президент (была такая должность) донетчанин Гайворонский и глава комитета по проведению соревнований Коньков. Но прошло всего несколько часов после завтрака, как игра оказалась под угрозой срыва. Сразу шестеро игроков Шахтера пожаловались на недомогание — дискомфорт в желудке, слабость, тошноту. В срочном порядке, на скорой помощи, с подозрением на пищевое отравление, они были доставлены в городскую клиническую больницу №2. Шахтер между тем потребовал переноса матча. Чем крайне возмутил мэра Винницы Дворкиса и президента Нивы Татусяка. Мол, продано 20 тысяч билетов, стадион переполнен, болельщики не поймут. Да и кто возместит убытки? Решение долго не могли принять. Зрители уже собрались на трибунах, к ним вышел Дворкис и в микрофон объявил, что встреча вот-вот начнется. А еще сообщил, что по информации докторов, состояние так называемых отравленных игроков соперника вполне нормальное — по крайней мере, давление и пульс в порядке. А что до расстройства желудка, так это на нервной почве.

Бенефис Цыткина

Но матч так и не начался. В подтрибунном помещении тем временем шло рабочее совещание с участием Конькова, Гайворонского, Сафиуллина, Татусяка, а также Черныша и инспектора из Запорожья Соблюдаева. Первые трое категорически настаивали на переносе полуфинала на начало мая. Татусяк, естественно, был против. Еще двое колебались. В итоге нашли компромиссное решение — сыграть на следующий день, 27 апреля. Поединок при равных шансах и некотором преимуществе оранжево-черных в заключительные минуты и в дополнительное время завершился вничью (0:0). А в серии пенальти блеснул голкипер хозяев Цыткин, поочередно парировав удары Петрова, Орбу и Коваля. 3:0 — и Нива впервые забралась так высоко. Любопытно, что участие в игре приняли и трое вчера еще отравленных горняков — Коваль, Спивак и Воскобойник. Но самое интересное обнаружилось несколько погодя…

Распоряжение Банникова

Оказывается, еще 26-го числа президент ФФУ Виктор Банников издал распоряжение, которым предписал отменить проведение винницкого полуфинала в назначенный день и перенести его на 16 мая. По странному стечению обстоятельств в Винницу факс с этим распоряжением пришел только к вечеру 30 апреля. Это подтверждала отметка факсового аппарата о его доставке. Дальше — больше. В документе имелась ссылка на болезнь шести игроков Шахтера и их пребывание в инфекционном отделении по состоянию на 12 часов 40 минут того же дня. На самом деле бригада скорой помощи доставила футболистов в клинику только в 15.30, о чем свидетельствовала запись в журнале регистрации. Откуда Банников узнал об инциденте заранее, так и осталось тайной за семью печатями. Кстати, заведующий отделением больницы №2 Чабанов в госпитализации отравленным игрокам Шахтера отказал — состояние их здоровья было вполне естественным, только у Осташова имелась небольшая простуда. Отклонен был и протест Шахтера, который уже после сыгранного матча требовал отменить его результат, поскольку проведен он был якобы с нарушением регламента. Между тем донецкие игроки во время пребывания в Виннице и дальше продолжали питаться в том же кафе гостиницы Южный Буг и даже заказали в нем дорожный паек, когда отправлялись домой. Кому понадобился этот фарс, сказать трудно. Шахтеру? Но с какой целью? Банникову, которого все интенсивнее начинали прессовать Черныш и Коньков, мечтавшие сместить его с должности? Не исключено. Ведь в дальнейшем он использовал невыполнение его распоряжения при расправе с неугодными. 

Поражение Вересу

Есть ли что-то общее между отравлением в 1996 году и сегодняшним, покажет время. Пока же неизвестно, где, когда и чем отравились футболисты Вереса. Одни говорят, что еще во Львове — перед отъездом в Харьков, другие уверены, что уже по дороге — во время перекуса в Пирятине. Странно только, что ни в одно из медицинских учреждений львовские ровенчане так и не обратились. По крайней мере, сперва об этом ничего известно не было. Прибыли в столицу Слобожанщины, поселились на базе в Высоком. А вскоре загрузились в клубный автобус и спешно отправились восвояси. Лишив, таким образом, Шахтер праздника золотых медалей. Впрочем, не исключено, что праздник состоится. Не зря же было продано несколько тысяч билетов, да и завоеванный ранее Кубок горняки прихватили с собой в Харьков не напрасно. Не вняла просьбе Вереса о переносе матча на другую дату и Премьер-лига, хотя и выразила сожаление по поводу ухудшения здоровья игроков. И сослалась на то, что в клубной заявке ровенчан числятся 63 (!?) футболиста. Выбирать есть из кого, подумаешь — девять отравленных. Так что Вересу грозит техническое поражение. Зачем оно ему, можно только догадываться. В общем, как и много лет назад, вопросов больше, чем ответов. Вода в ступе не иссякает — толчем ее без устали, изобретаем теории заговора, ищем руку третьей стороны, брызжем подозрениями и обвинениями. А футбола становится все меньше. Максим ТРЕТЬЯК Грозная Винница. Кто еще обижал Шахтер и Динамо

Лента новостей

Українські інтернет казино