Олег Лужный: «Настраивался играть в Ньюкасле, но в решающий момент…»
В рубрике «Золотые страницы газеты Команда» — Олег Лужный и его первое интервью после получения тренерской лицензии Про-диплом
5 августа легендарный украинский футболист, лучший защитник страны по результатам опроса КОМАНДЫ1, а нынче один из тренеров Динамо Олег ЛУЖНЫЙ отметил день рождения, с чем мы и его поздравляем.
Лужный считается одним из самых харизматичных игроков эпохи становления отечественного футбола. На протяжении всей карьеры он всегда представлялся эдаким двужильным атлантом, который без устали вдоль и поперек бороздил поле, безжалостно, до проплешин, вытаптывая траву на родимом правом фланге. За сборную Украины сыграл 52 матча. В последний раз в желто-синей футболке выходил на поле 10 сентября 2003 года против Испании в матче отбора Евро-2004.
Олег Романович не сильно балует нашего брата-журналиста откровениями, но в свое время газете Команда удалось обстоятельно пообщаться с ним на заре тренерской карьеры. Лужный только-только получил лицензию. Это уже потом была работа в Динамо, Таврии, Карпатах, снова в Динамо… Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные фрагменты беседы.
— Олег, вы стали одним из 22-х украинских специалистов, которые первыми в СНГ получили самую престижную тренерскую лицензию — Про-диплом УЕФА. Первый вопрос напрашивается сам собой: куда дальше? Может быть, вам, лондонцу, и ходить далеко не надо? Например, трудоустроиться в почти что родной Арсенал...
— Вы в самом деле думаете, что это так просто? Ведь даже специалисту, претендующему на место ассистента главного тренера, нужно выдержать в клубе огромнейшую конкуренцию. Не говоря уже о том, что одним из обязательных требований к такому претенденту является наличие тренерского опыта. Что говорить, если даже таким знаковым личностям в истории Арсенала, как Адамс, Диксон и Симэн, было отказано в трудоустройстве. А ведь каждый из них отдал команде около 15-ти лет своей игровой карьеры...
— Знаю, что вам предлагали поработать с детскими командами Канониров...
— Верно, был такой разговор. Однако положительного ответа я не дал. Мне интересней работать со взрослыми командами.
— Вам, молодому тренеру, важнее на нынешнем этапе самостоятельно взять руководство коллективом в свои руки или все же стоит начать деятельность в качестве помощника?
— Это зависит от того, на каком уровне находится та или иная команда. В принципе, мне не зазорно испытать себя и в той, и в той роли, а уже позже решить, к чему у меня больше склонностей. Ведь, скажем, можно привести немало примеров, когда из тренера не получается успешного руководителя, однако свое призвание он находит, работая ассистентом.
— Одной из причин успешного результата Канониров является, на мой взгляд, очень точная селекция. В клубе этому уделяется повышенное внимание?
— Арсен Венгер — умный, интеллигентный и проницательный тренер. При подборе игроков он придерживается несколько иных принципов, чем, к примеру, наши наставники. В первую очередь, он смотрит на характер игрока, на его уживчивость в коллективе. Полгода, а то и год проверяет его по своим каналам. Ведь футболист, к примеру, может обладать хорошими игровыми данными, но по чисто человеческим качествам не подходить команде. Мистер Венгер в этом случае, скорее всего, откажется от его кандидатуры.
— Перед тем, как перейти в лондонский клуб летом 99-го, вы также долго находились под пристальным изучением лондонских скаутов?
— В моей ситуации немного по-другому вышло. Я настраивался играть в Ньюкасле — уже почти подписал контракт с Сороками, прошел у них медобследование... В самый решающий момент некоторые условия в контракте вызвали сомнение, в общем, чуть было не уехал обратно в Киев. Вот тут как раз подоспело выгодное предложение от Арсенала. Хотя, насколько мне известно, проявляли в то время ко мне интерес также Миддлсбро и Вест Хэм.
— Какие у вас сейчас отношения с Венгером?
— Мы живем с ним в одном районе, иногда сталкиваемся в городе. Но гораздо чаще я просто сажусь в машину и приезжаю на тренировочную базу, общаюсь с Венгером или ребятами. Собираюсь принять участие в прощальном шоу на стадионе Хайбери, где соберутся вместе многие игроки Арсенала разных лет. С нового сезона команда, как известно, будет выступать на новой арене Эмирейтс.
— Олег, в Киеве в среде болельщиков за вами давным-давно закрепилось емкое прозвище «Бригель»...
— Сейчас уже и не припомню, кто меня первый так прозвал — все-таки много лет прошло с тех пор. Во всяком случае, партнеры по Динамо быстро подхватили это словечко.
— Ваше мощное телосложение и впечатляющие физические данные — это от природы?
— На тренировках такое развить сложно. Безусловно, перенял кое-что от родителей. И папа, и мама тоже обладают мощной фактурой, правда, к профессиональному спорту отношения они никогда не имели.
— Не жалеете, что так и не довелось сыграть в финале чемпионата мира?
— Видно, от судьбы никуда не денешься. В 1990 году, за месяц до мирового первенства в Италии, получил травму колена — на тренировке, кажется. В общем, прощай, мундиаль! Расстроился тогда, конечно.
А сейчас чего жалеть? Я сам отказался продолжать выступления за сборную Украины, хотя Олег Владимирович Блохин несколько раз настойчиво меня звал. Наигрался уже — пора и молодым дать дорогу.
— Первый тренерский опыт вы получили в прошлом году в латвийской Венте. Почему так быстро прекратили работу?
— Возникли проблемы с финансированием. Хотя поначалу все складывалось здорово: организация рабочего процесса, состав исполнителей... Ребята были довольны, да и игра нам удавалась. Президент клуба, который приглашал меня в Латвию, конечно, не виноват — он потом передо мной извинялся долго. Кажется, команду подвели спонсоры.
— Вы соединяли тренерские функции с действиями на поле. Каким образом это получалось?
— У меня был хороший помощник — Владимир Журавчак. Когда я выходил на поле, он выполнял функции наставника. Считаю, что мой дебют в качестве главного тренера получился довольно удачным.
— Вам, Олег, в некотором смысле можно позавидовать — ваш дом украшают три прекрасные женщины. Расскажите подробней о вашей супруге и дочерях.
— С Элеонорой — моей женой — мы встретились в Киеве, вскоре после того, как я закрепился в составе киевского Динамо. Познакомились, совершенно случайно оказавшись в общей компании. Я пришел в гости к своему партнеру по команде Андрею Балю, а Элеонора дружила с его женой...
— Долго ухаживали?
— Около двух лет. Поженились в 1992 году.
— Чем супруга занимается?
— Когда-то была артисткой ведущего в Украине балета на льду. Как только вышла замуж, бросила выступления. С тех пор обустраивает наш семейный быт.
— А у дочерей какие увлечения?
— Старшая, Ольга, некоторое время занималась теннисом, но потом это занятие ей наскучило, перешла на легкую атлетику. А младшая, Кристина, к спорту более прохладно относится.
— На каком языке девчата чаще общаются в Лондоне?
— Украинский, безусловно, для них родной. Тем более, что в столице Великобритании наша диаспора достаточно многочисленна. Кроме того, помимо обучения в обычном колледже, каждую субботу дочки посещают и украинскую школу. Ну а я по мере возможностей помогаю с уроками...