Во второй части интервью заслуженный мастер спорта Олег Кузнецов рассказал о зарубежном периоде карьеры и выступлении в сборной
Фото Виктора Перегняка
— Олег Владимирович, вы сыграли за сборную Украины три матча. Какие впечатления остались от этих поединков?
— Первый свой вызов в национальную команду я получил в 1994 году — на товарищескую встречу с Беларусью. Пригласил меня Олег Базилевич. Потом на официальный матч с Литвой нужно было ехать, и я снова без раздумий согласился.
В сборную ехал из большого европейского клуба, ведь тогда я уже играл за Глазго Рейнджерс, но никакого дискомфорта не ощущал, ведь сражаться в сине-желтой дружине приходилось бок о бок с ребятами, которых хорошо знал еще по чемпионату СССР.
— Играть за Россию вас звали?
— Было дело, сразу после выступления за сборную СНГ. Но мы с Михайличенко, Литовченко и Протасовым сказали — нет, поскольку Родину менять не собирались. Наш ответ, наверное, очень убедительно прозвучал, поэтому никто нас сильно и не уговаривал…
«За шиворот вылили ведро воды, разбавленной фантой»
— Выступая за Рейнджерс, вы прожили в Шотландии четыре года. Давно ли там бывали в последний раз?
— С 1994 года, когда я уехал из Глазго, был там лишь раз. Точно и год уже не припомню, но Рейнджерс тогда отмечал клубный юбилей, вот меня и пригласили. Заодно я навестил своих шотландских друзей.
— Бывших партнеров по команде?
— Нет, простых шотландцев… Все дело в том, что, когда мы только прибыли играть за Рейнджерс в 1990 году, клуб поселил нас за городом, в обычной деревне, состоявшей из 10—12 домов. Нашими соседями были обычные люди, не имеющие никакого отношения к футболу. Мы с ними сдружились, ходили друг к другу в гости, дети наши играли вместе. Мне очень интересно было увидеть знакомых, узнать, как они сейчас поживают.
В составе Рейнджерс Олег Кузнецов трижды становился чемпионом Шотландии
— С клубом никаких контактов уже нет?
— Почему же, есть. Мне иногда звонят, спрашивают, как дела, постоянно приглашают на матчи ветеранов в Шотландию, на разные памятные для клуба мероприятия. Но вырваться туда крайне сложно, поскольку здесь работой загружен. С некоторыми бывшими партнерами по Рейнджерс, кстати, я все-таки пересекался, но происходило это в Европе, когда со сборной Украины и Динамо ездил на разные турниры и товарищеские поединки.
— Жильем в Шотландии случайно не обзавелись?
— Нет, и не думал даже. Там тяжело. Это настоящий край света, нет никаких развлечений, постоянно идет дождь… Надо родиться шотландцем, чтобы захотеть купить там дом.
— Правда ли, что вы в начале своих выступлений за Рейнджерс пели для команды «Катюшу»?..
— Я исполнил другую песню, это точно. В клубе есть такая традиция: каждый год ездить на сбор в одно и то же место в Италии, где новички команды исполняют одну песню — на выбор. Но что я тогда пел, сейчас уже не вспомню.
— Шотландия наверняка показалась вам своеобразной страной… Видели местных парней в юбках?
— Никак не мог привыкнуть, что на свадьбу девушки приходят в длинных платьях, а молодые люди — в смокингах, бабочках и юбках с белыми гетрами. Но однажды самому пришлось так нарядиться.
В Рейнджерс бурно празднуется Рождество, и есть такой день — Happy Fun, когда каждый футболист обязан прийти на тренировку в каком-либо маскарадном костюме. Кто-то приезжал в обличье слона, кто-то — медведя, другие становились баскетболистами и бейсболистами.
Я же решил быть просто шотландцем — взял напрокат юбку, надел рыжий парик, соответствующие гетры и ботинки. И меня встретили на ура. Все на эту вечеринку приходят, фотографируются для газет, потом ездят по городу на автобусе, а завершают вечер в баре.
— А какие еще клубные традиции вам довелось испытать на себе?
— Скажу вам, веселая команда у нас тогда была. В мои времена там Маккойст с Дюррантом заводилами ходили. Закончилась, к примеру, тренировка, на которую все обязаны явиться в пиджаках и при галстуках. Стоишь при полном параде, причесываешься. И вдруг тебе за шиворот выливается ведро воды, разбавленной фантой. И все хохочут…
А уже через пару секунд шутник запросто может отдать тебе свои рубашку и пиджак. Кстати, и тренеры, и администрация клуба такую обстановку в команде всячески поддерживали.
«Маккаби не выполнил моих бытовых условий»
— В Израиле, где вы играли за Маккаби (Хайфа), потеплее. Но там вы надолго не задержались…
— Все в том же 1994 году происходило. Как покинул тогда Хайфу, так больше никогда туда и не приезжал, даже туристом. В Маккаби я прибыл в аренду. Эта команда тогда участвовала в квалификации Лиги чемпионов, и ей на пути попался очень сильный на тот момент Зальцбург. На нем все и закончилось.
После вылета из ЛЧ держать меня в команде не было смысла. Кроме того, мои просьбы — устроить дочку в англоязычную школу и предоставить нам дом — Маккаби не выполнил.
— Тогда в Хайфе собралась украинская компания…
— Кроме меня, за Маккаби тогда выступали Кардаш, Пец, Кандауров, Гецко. Когда команда выбыла из розыгрыша Лиги чемпионов, из Хайфы уехал не только я, но и Вася Кардаш. Друзья из местных? Они только у моей жены там остались. Иногда с ними созванивается.
Богдан ЛЕОНЧУК
Часть 1