— Сразу после чемпионата мира в Германии я должен был ложиться на операцию — доставать ту самую металлическую пластину, с которой пришлось выступать на форуме, — говорит Александр Шовковский. — Я прекрасно понимал, что из-за постоянных болевых ощущений не смогу полноценно тренироваться. Все эти боли сдерживали и ограничивали мои движения. На 100% я не был готов не только матчам, но и к тренировкам. Однако в разговоре с руководством Динамо, в первую очередь с президентом клуба, я столкнулся с недопониманием. Перед командой стояла задача выйти в групповой раунд Лиги чемпионов, а для этого нужно было пройти два этапа квалификации, но я отдавал себе отчет в том, что просто не готов. Мне нужно было настоять на своем, а я этого не сделал. Не устоял перед словами: «Саша, твой опыт, твои знания и твое умение нам нужны. Потерпишь». В конечном итоге мы попали в эту Лигу чемпионов, но проиграли там четыре матча подряд — причем три с крупным счетом. В Мадриде, во встрече с Реалом, меня удалили с поля в середине второго тайма. Динамо закончило эту группу с двумя набранными очками…
«Концовка года — сущий кошмар»
Важен и другой момент. У всех ребят, которые участвовали в чемпионате мира, было колоссальное эмоциональное перенапряжение — нам нужен был полноценный отпуск. Однако времени на отдых было мало — ровно одна неделя. Не помню, как в других клубах, но в Динамо в итоге выбыли из строя практически все (!) футболисты, которые ездили в Германию. Не сразу, конечно, но в течение нескольких месяцев. Организм взял свое — от этого никуда не денешься. Тот отдых, который был необходим, игроки получили, но уже за счет травм. И если тебе удалось избежать повреждения, выйти на свой привычный уровень было сложно. Концовка 2006 года — это был сущий кошмар. Просто катастрофа! Но я сам виноват. Да, под давлением руководства, да из-за благих побуждений — я согласился потерпеть до зимы. Нужно было настоять, достать эту пластину, а я это сделал только в декабре. В общем, это был сложный период. Пришлось пройти и через определенное давление болельщиков и журналистов. По просьбе фанатов я заявился на сезон под именем СаШо — и понеслось…
«Каждые сборы начинал с нуля»
В прошлом году наша молодежь выиграла чемпионат мира. Анализируя дальнейшие выступления этих ребят, я вспоминал 2006-й. По большому счету, они прошли тот же путь, что и мы, но в более юном возрасте. В случае с молодежью вообще, считаю, важна работа клубных психологов, если главный тренер не справляется с этой ролью. Добиваясь какой-то цели, ты преодолеваешь определенные трудности, решаешь какие-то проблемы. Тобой движет, как сейчас говорят, мотивация. Потом ты проходишь через всю эту славу и… Тут важно понимать не то, к чему ты пришел, а то, что ты сделал, чтобы туда добраться. Я в своей карьере каждый сезон заканчивал с мыслью, что следующий нужно начинать с нуля. Конечно, был анализ, были акценты на положительных моментах, на ошибках — без этого нельзя. Но на сборы я никогда не ехал первым номером команды. Никогда! Я не считал свои медали, титулы и признания. Мне снова нужно было проходить все с самого начала, а тот багаж, который был за плечами, помогал. Но у нас часто бывает такое, что этот груз как раз тянет вниз. Не могу сказать, что футболисты национальной сборной Украины тогда, 14 лет назад, столкнулись с этой проблемой, но следующий отборочный цикл мы, конечно же, провалили.
«В группе с финалистами чемпионата мира»
В то же время, нужно отметить, что мы еще никогда не попадали в такую сильную группу. Соперниками сборной Украины стали сразу две звездные команды — Италия и Франция, которые играли в финале чемпионата мира в Германии. Конечно, это совсем не значило, что нам нужно было занимать четвертую строчку в группе, пропустив вперед даже Шотландию. Но получилось так, как получилось — объективно говоря, в успех этой кампании мало кто верил. Хотя стартовали мы совсем неплохо. Свои очки не теряли, а с грандами демонстрировали неплохой футбол. Уже потом, во втором круге, когда шансы команды сводились почти к нулю, провалили выездные матчи в Шотландии и Литве. Возможно, этой сборной нужна была какая-то свежая кровь — хотя она нужна всегда и любой команде. Однако предвидеть те или иные события, прогнозировать спад после чемпионата мира, можно лишь в том случае, когда ты обладаешь определенным опытом. У нас этого опыта, к сожалению, не было. Зато были, как я уже говорил, спады и травмы. В ноябре 2007 году и я получил повреждение в матче за сборную. Мы играли в Каунасе с литовцами на тяжелейшем поле. Там не было подогрева, верхняя часть газона оттаяла на солнце, но нижний слой был промерзлым. В одном из эпизодов, в конце первого тайма, я отбивал мяч, и у меня поехала нога. Шипы встряли в лед — подвернул голеностоп. Помню, что шла речь об операции, но, к счастью, обошлось без нее. Таким получился мой последний официальный матч за сборную Украины. Потом будут только контрольные поединки… Евгений ГРЕСЬПродолжение следует. Моя жизнь в сборной. Андрей Шевченко: «Я не мог не сыграть на этом чемпионате мира»