Моя жизнь в сборной. Александр Шовковский: «Сразу подумал, что Мунтян пошутил»

Аватар Zbirna.com Zbirna.com
24792
0 голосів
Моя жизнь в сборной. Александр Шовковский: «Сразу подумал, что Мунтян пошутил»
Легендарный голкипер сборной Украины Александр Шовковский вспомнил свои дебютные выступления за главную команду страны Новым участником нашего проекта «Моя жизнь в сборной» стал бывший вратарь киевского Динамо, один из главных гвардейцев национальной команды — Александр Шовковский. В настоящий момент легендарный голкипер входит в тренерский штаб сборной Украины, в составе которой в качестве футболиста провел 92 матча.

«Смотрел, как тренируется Ринат Дасаев»

— В самом начале 90-х мы переживали смутные времена, и я успел побывать еще в сборной СССР, — говорит Александр Шовковский. — Дважды ездил в юношескую команду, которую возглавлял Борис Игнатьев. В матчах не участвовал, это были двухнедельные сборы. Мы работали в Новогорске, рядом с первой сборной. После своих занятий всегда с большим интересом наблюдали за тем, как тренируются лучшие футболисты страны. Я внимательно наблюдал за работой Рината Дасаева. После тренировок ему били по воротам. Мне, конечно, больше всего запомнились представители киевского Динамо — Геннадий Литовченко, Олег Протасов, Анатолий Демьяненко, Владимир Бессонов и другие исполнители из моего любимого клуба.

«Боролись с итальянцами до последнего тура»

В мае 1992 года я дебютировал в составе юниорской сборной Украины. Хотя на Кубок Мишеля Платини в форме национальной команды под руководством Анатолия Крощенко поехал, по сути, весь состав Динамо. Коллектив у нас тогда был очень хороший, в полуфинале престижного турнира, где выступали ребята на год старше, мы уступили по пенальти Чехословакии. Мне тот матч запомнился невероятной серией пенальти, которая завершилась нашим поражением со счетом 16:17! Били, кажется, в два круга, я реализовал две попытки. На этом, в общем-то, мои отношения с младшими сборными и закончились. С 1993 года я уже выступал в молодежной команде, и это был очень яркий период. У нас подобрался приличный коллектив — Илья Близнюк, Владислав Ващук, Дмитрий Парфенов, Валерий Кривенцов, Дмитрий Михайленко, Виталий Косовский, Сергей Ребров, Андрей Шевченко. В группе с Италией и Хорватией мы боролись за первое место до последнего тура, но на Олимпийские игры так и не попали. Виноваты сами — по ходу отборочного турнира не реализовали три пенальти. Да, у итальянцев в то время была очень мощная команда — Алессандро Дель Пьеро, Фабио Каннаваро, Алессио Таккинарди, Алессандро Неста, Кристиано Виери, Филиппо Индзаги. Но мы сами, уж простите за грубость, бездарно воспользовались тем шансом, который нам представился.

«Тяпушкин получил травму — позвали меня»

На выезде с Италией я не играл, но запомнил курьезный решающий гол, который мы пропустили — прерывая прострел с фланга, забили в свои ворота. Тогда, в 1995 году, молодежку уже возглавлял Виктор Колотов, а осенью 1994-го тренером был Владимир Мунтян. У него было какое-то удивительное чувство юмора, и я не всегда понимал, когда он шутит, а когда говорит всерьез. В ноябре мы готовились к поединку с Эстонией. До матча оставалось несколько дней, и после одной из тренировок Владимир Федорович, поблагодарив команду за работу, добавил: «Давайте пожелаем Саше Шовковскому удачи в национальной сборной». Я, честно говоря, был в шоке! Да, там получил травму основной голкипер — Дмитрий Тяпушкин. Но были же другие вратари, которые старше и опытнее меня. В тот год у меня хватало ярких событий. Я стал основным вратарем в Динамо, дебютировал в Лиге чемпионов, принял участие в победном поединке против Спартака, играл против Баварии и ПСЖ. Но это же национальная сборная!

«В дебютной игре меня заменили»

Матч с Эстонией сложился для нас хорошо. После двух неудачных поединков на старте отборочного турнира национальная сборная одержала уверенную победу — 3:0. Саму игру я не помню, но полагаю, что работы у меня было не так много. Было приятно, что не пропустил, а на 81-й минуте меня… поменяли. Сегодня я могу анализировать эту замену уже с позиции тренера, но тогда, честно скажу, не понимал, чем это было вызвано. Возможно, таким образом наставники решили проверить мою психологическую устойчивость. Может быть, выпуская Олега Суслова, в тренерском штабе хотели поддержать опытного вратаря (помощником Йожефа Сабо был Леонид Буряк, который работал с кипером в Черноморце). Не исключено, что руководители просто намеревались меня заиграть за национальную команду, чтобы потом не было никаких нюансов. Вариантов много, но точная причина мне неизвестна. Конечно, никакой обиды не было — все-таки дебют в первой сборной. Еще несколько лет назад я наблюдал за тем, как Геннадий Литовченко бьет по воротам Рината Дасаева, а тут он выводит меня на поле в качестве капитана главной команды моей страны. Старшие товарищи тогда поддержали, я помню, что в центре обороны играл Олег Кузнецов, который все время подсказывал. Эмоции от дебюта остались очень положительные.
Самым молодым вратарем в истории сборной Украины является Андрей Лунин, который дебютировал за национальную команду в 19 лет и 40 дней. На втором месте — Максим Коваль (19 лет и 174 дня). На третьем — Александр Шовковский (19 лет и 315 дней). Вот только Лунин и Коваль сыграли в контрольных матчах, а Шовковский — в официальном поединке.

«Следующий матч — почти через два года»

После этого матча я снова вернулся в молодежную сборную. Раньше она проводила свои официальные поединки за день до игр национальной команды, и между сборными было хорошее взаимодействие. Помнится, после матча против хорватов на следующий день я был в запасе в игре основных сборных. Сейчас все по-другому, но у каждой системы есть свои преимущества и недостатки. Думаю, что в тот момент было больше пользы от того, что я сыграю за молодежку, чем буду просто сидеть на скамейке. Получилось, что после дебютной встречи с эстонцами за национальную команду я не выступал почти два года. В начале отборочного турнира ЧМ-1998 я сыграл в Северной Ирландии, мы победили со счетом 1:0, там была непростая игра — на поле, которое оказалось чуть меньше стандартных размеров, соперник исповедовал типичный на то время британский футбол. Но и после этого поединка я отправился в молодежку. Потом, весной 1997-го, готовился с основой к выезду в Албанию, принял участие в спарринге с Молдавией — и, опять-таки, играл за молодежку. Подозреваю, что на тот момент я мог где-то расстраиваться, но обид точно не было. Философия моей игры заключалась в том, что самый важный матч — предстоящий. Футболист должен в любом поединке, в любой тренировке демонстрировать уровень своей готовности. Отправили тебя за дубль — будь добр, доказывай. Болельщики могут не забыть, что было пять или 10 лет назад, но они всегда будут помнить твою последнюю игру. На протяжении всей карьеры меня учили, что переживать о том, что было, не имеет никакого смысла. Нужно анализировать, не допускать прежних ошибок, быть мотивированным и двигаться дальше. Я так и делал, понимая, что, если ты плохо сыграешь за молодежку, в национальную сборную тебя потом никто не возьмет. Так что меня эти переходы из команды в команду сделали только сильнее… Евгений ГРЕСЬ Продолжение следует. Моя жизнь в сборной. Андрей Шевченко: «Команда Олега Блохина умела решать задачи»