Итоги от Луческу: Мистер — о Шахтере, обиде на Гвардиолу и судействе
Главный тренер киевского Динамо Мирча Луческу подвел итоги успешного сезона и затронул несколько интересных тем
По итогам сезона-2020/21 бело-синие взяли все внутренние трофеи. После ухода команды в отпуск главный тренер Мирча Луческу подвел своеобразное резюме. Его слова приводит официальный сайт клуба.
— Чем занимаетесь на базе Динамо, когда сезон уже завершен, и здесь почти никого нет?
— Я тоже уеду, но позже, ведь должен доделать некоторые дела, связанные с началом следующего футбольного сезона и все распланировать заранее. За период моего пребывания в Киеве я решил, что мне лучше быть на месте, чтобы все держать под контролем. Не хотел оставлять дела на произвол.
— Как обычно проходит ваш день, когда нет матчей и тренировок?
— Я очень много пишу, записываю абсолютно все. Также просматриваю много видео, статистики, анализирую наших игроков, а все свои мысли фиксирую в своих записях. Не так просто подготовиться к каждому матчу, обсудить его с футболистами. Каждый раз я должен приходить к игрокам с новыми идеями, чтобы можно было вести с ними соответствующие дискуссии. Следует привлечь их внимание, чтобы заставить сосредоточиться, ведь главным в футболе является концентрация. Я разговариваю с подопечными не только об игре, но и о жизни, увлечениях, опыте в других сферах. Для меня на первом месте стоит обучение. Если мне не удается научить игроков, у меня нет шансов достичь результата. Обучение в положительном, профессиональном смысле, и вообще, во всех смыслах: гигиене, поведении и других жизненных моментах.
Также я читаю, у меня есть свои увлечения. Поэтому мне есть, чем заняться — я не скучаю сам с собой. Иногда выхожу гулять на улицу.
— Сколько времени вы отдыхаете?
— Недавно приехала моя жена. Это был тяжелый год, вдали от дома. Домой ездил только тогда, когда были перерывы в чемпионате из-за матчей национальных сборных. К счастью для меня, я взрослый, я уже прадед — маленькие члены моей семьи еще слишком маленькие, чтобы понять, кто я и чем занимаюсь, а взрослые в состоянии самостоятельно распоряжаться своей жизнью — у меня больше нет обязательств такого рода. Например, мой сын Разван — тренер, он уже поработал в разных клубах. Ранее работал в Греции, а сейчас тренирует в Эр-Рияде. Он проводит очень качественную работу, это хорошо подготовленный специалист. Вот что я делаю. Мое удовольствие состоит в том, чтобы видеть людей вокруг меня с улыбками на лице — это самое важное.
Кажется, во время матча с Ворсклой я подошел к ребятам и заметил, что они не в настроении. Тогда я задал им вопрос: «Какой самый красивый подарок в жизни?» Миколенко сказал, что победа, а я ответил: «Нет. Улыбка — вот самое красивое, что вы можете сделать. Поэтому, пожалуйста, сделайте мне подарок — улыбнитесь». Они начали смеяться, они расслабились, им стало лучше, и в этот момент я начал обсуждать игру.
— Вы сами продолжаете играть в футбол?
— У меня в сердце есть два стента. Один из них я поставил в Шахтере в 2009-10 годах. Поэтому нет, я больше не играю — наигрался в свое время. Но желание играть осталось.
«Сказал ребятам, что это они выиграли чемпионат»
— После финала Кубка Украины вы сказали, что финалы не играются — они выигрываются. Сколько у вас было таких финалов в течение сезона?
— Много. А что касается моих слов, вы правы. Я объяснил игрокам, что печаль от таких поражений гораздо больше, чем радость от победы. Печаль просто ужасная. Я говорил им, что нет ничего лучше того, чтобы побеждать и наслаждаться этим моментом, но не нужно забывать и о другой стороне. Были игроки, которые плакали после финала, которые стремились выиграть Кубок и не смогли этого сделать. Представьте только, как бы нам было тяжело возвращаться из Тернополя в Киев, не победив. Это два с половиной часа в автобусе, а потом еще самолетом. В каком настроении мы могли бы быть. Если поражение случается в Киеве, можно сразу поехать домой, к семье, которая тебя поддержит. Время от времени я им говорю, что цена поражения — это одиночество, а я не хочу, чтобы они были одиноки. Так же ценой успеха является зависть, но не нужно на нее обращать внимание, а только следить за своими успехами. Лучше подумать о тех, кто радуется их успеху. Такие мои разговоры с подопечными. Это жизненный опыт.
— Какой матч в этом сезоне сделал вас особенно счастливым?
— Мы начали постепенно с трудностей. Нам не давалось все легко. Игрокам мы тогда сказали, что для нас самое главное выиграть матчи с меньшими клубами, потому что после первой части чемпионата мы не одолели ни одной команды из первой четверки. Начали с Десны — и не смогли выиграть, продолжили с Зарей — не удалось, дальше Шахтер — проиграли, правда, тогда у нас было десять футболистов с COVID-19, и это было наше единственное поражение. Далее Колос — и снова мы не победили. Мы выиграли чемпионат в матчах с другими командами. Во второй части сезона подобного уже не повторилось — мы победили во всех матчах, кажется, кроме Десны в начале весны. Неправда, что Шахтер проиграл чемпионат — это мы его выиграли. С этим соперником мы провели всего два матча: они выиграли один раз, мы — второй. Горняки не проиграли бы чемпионат, если бы выиграли абсолютно все матчи — а это почти невозможно, по крайней мере очень трудно. У моего сына Развана получилось это сделать в Греции с ПАОКом — он установил рекорд Греции — всего четыре раза сыграл вничью, а остальные поединки выиграл.
Поэтому я сказал ребятам, что это они выиграли чемпионат, а не кто-то его проиграл, ведь они были лучше всех. В какой-то момент вопросы о том, выиграло Динамо или проиграл Шахтер или Десна, начали повторяться. Сказать, что Шахтер проиграл — неправильно, игроки Динамо его выиграли. В турнирной таблице еще больше интрига будет в следующем году, подтянутся другие хорошие команды, например, Заря. Поэтому следующий чемпионат будет еще сильнее. Нынешний сезон показал, что ни одна команда не является непобедимой. Уверен, что Львов будет дальше развиваться, ведь это очень хорошая команда. Днепр-1 тоже может стать очень сильным. В следующем сезоне будет 16 команд, поэтому увеличивается количество матчей.
Если приведут в порядок поля, стадионы, чтобы клубы могли играть и в феврале, если клубы приложат усилия, чтобы сделать гибридные газоны, инвестировать больше в инфраструктуру и отложат мысли о покупке игроков на более поздний срок, повторюсь, следующий чемпионат будет еще сильнее. На данный момент в чемпионате Украины отсутствует компонент инфраструктуры. Хочется, чтобы мы могли играть в декабре, ведь в этом месяце проводятся матчи Лиги чемпионов, так же, как и в феврале. Надо, чтобы футбол в Украине присутствовал и в декабре, и в феврале. Я видел много матчей, сыгранных в очень плохих условиях. Города должны вмешаться и помочь. Например, Ворскла должна привести в порядок поле в Полтаве — там замечательная команда. Александрия, Десна тоже очень хорошие команды, почему они должны играть на чужом поле, если могут это делать на своем — только нужно приложить минимальные усилия. Пришло время, когда все команды должны вкладывать больше в инфраструктуру. После этого у них будут и качественные игроки, и возможности.
«Единственный протест был в матче с Колосом»
— Раньше вы могли высказаться по поводу судейства, а как в этом сезоне?
— Мне нечего сказать. Чего ждут люди? Чтобы я протестовал? Каждый раз, когда я это делал, я был прав. В целом, команды, которые я тренировал, играли так, что им удавалось больше побеждать, и когда случалось проиграть матч, иногда виной этому становились судейские ошибки, но их было очень мало. Это нормально, ведь все хотели, чтобы успешная команда проигрывала. Лишь однажды я допустил ошибку, когда работал в Шахтере — меня даже назвали сексистом, потому что высказался несколько эмоционально в сторону женщины-арбитра, которая не подняла флажок. Я сказал ей, что женщины не могут работать в футболе, потому что они сентиментальны и хотят помочь, как и все женщины, и иногда могут забыть поднять флажок. Но уже в следующий раз, когда она судила наш матч, я подошел к ней с большим букетом красных роз, чтобы попросить прощения, и она меня простила.
— Вопросы к судейству были в матче с Колосом, когда вы вышли на поле?
— Я уже и забыл о той ситуации. Тогда был один-единственный протест — при назначении пенальти, которого не было. Шепелев был удален с поля без причины. В финале Кубка были такие же фолы — четыре или пять раз наступали на ноги — одному только Буяльскому наступили дважды. И разве за это надо удалять того игрока, который это сделал? Миколенко наступили на руку, даже если это было случайно, а такое случается, вы не можете принять решение, которое изменит результат. Это правда: я выбежал на поле и потом вернулся, ведь понял, что за это могут удалить меня, поэтому сразу же отступил и вернулся через три минуты. После этого все полностью изменилось, арбитр также понял, что перестарался в пользу одной команды — мы тогда потеряли два очка.
«Увидел, как Гвардиола прыгал от радости»
— Сезон получился очень эмоциональным. Но во время серии пенальти в четвертьфинале Кубка Украины с Колосом вы выглядели спокойно. Действительно не переживали?
— В моем возрасте уже нет слишком большого энтузиазма по поводу побед, и я также не впадаю в депрессию, когда проигрываю матч. Очень важно, чтобы игроки чувствовали, что тренер уверен в себе, сбалансирован и не подвергается негативным эмоциям. Также важно видеть спокойствие и безопасность на лице тренера. Сейчас некоторые молодые тренеры прыгают, делают сальто, дергаются, но вы никогда не увидите, как Алекс Фергюсон, Арсен Венгер, Фабио Капелло или Марчелло Липпи прыгают от радости. Жозе Моуриньо в начале тоже вел себя подобным образом, но со временем, когда начал проигрывать, успокоился, ведь поражения уравновешивают. Моменты сложностей в карьере тренера заставляют задуматься. Клопп с Гвардиолой тоже со временем успокоятся, они станут гораздо осторожнее с годами.
На Гвардиолу я дважды обижался: в том матче, когда мы побеждали со счетом 1:0, на 86-87-й минуте выбили мяч за линию, нам его должны вернуть назад по закону fair play, мои игроки подняли руку, чтобы получить мяч, но этого не произошло. Пятов совершил ошибку — он должен был спокойно стоять на месте, но выпустил мяч из рук, и Месси забил. Меня оскорбило поведение команды такого уровня. Я понимаю, он был молодым, и ему был нужен результат. После игры я не сдержался и начал кричать на них: на Барселону и на него, на всех. А во второй раз я обиделся, когда мы играли с Баварией. После счета 0:0 во Львове мы встретились в ответном матче в Мюнхене. На третьей или четвертой минуте был назначен пенальти, удалили Кучера, и я увидел, как Гвардиола прыгал от радости. В этой игре мы уступили 0:7, и после пятого, шестого гола он так же прыгал от радости. В футболе должно быть уважение. Тренер должен быть осторожным в том, как проявляет себя, какие у него отношения с игроками.
— А как насчет легендарного гола Луиса Адриано?
— Да, это было не очень приятно для всех нас. Он не осознавал своих действий. Я тогда позвонил Платини, чтобы сказать ему, что это все инстинкт. Наши ребята поступили верно — они отошли в сторону и позволили нашему сопернику забить мяч. Мы выиграли 5:2, ведь были намного лучше, чем они. Виллиан тогда сыграл отлично, Фернандиньо тоже. У нас тогда была замечательная команда, если бы была возможность сохранить ее и продолжать играть на Донбасс Арене, я бы сказал, что такой состав легко сыграл бы в финале Лиги чемпионов. Ринат Ахметов построил прекрасную команду.
— В составе Динамо достаточно эмоциональных футболистов — Родригес, Гармаш — но их не слышно в течение этого сезона. Как вы их успокоили?
— Со мной у них не может быть конфликтов. Если что-то подобное произойдет, это будет означать, что я виноват, что у меня недостаточно опыта, чтобы усмирить таких игроков. Потому что пока футболисты чувствуют, что тренер прав в своих аргументах, они не могут с ним спорить. Тренер должен четко объяснить, какова его жизненная и профессиональная философия. Я рассказываю ребятам, какие вещи для меня важны, и какие правила я тщательно соблюдаю. Если они их нарушают, то не смогут работать со мной и достичь результата. Обучение, их отношение, дисциплина, уважение... Мои замечания связаны не только с футболом, они связаны с жизнью. Если в жизни они не дисциплинированные, без положительного отношения, невежественные, они не могут быть и в футболе. Это те же элементы, которые управляют человеческой деятельностью.
«Мог бы говорить о футболе 24 часа в сутки». Де Дзерби — о Шахтере, Шевченко и Малиновском