Интервью из прошлого. Юрий Калитвинцев: «В выходные я шел к Лобановскому»
К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА мы решили открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдем место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет
Сегодня герой проекта — экс-капитан киевского Динамо и сборной Украины Юрий Калитвинцев. В феврале 2005 года начинающий тренер стал гостем редакции.
Десять лет — значительный период для мужчины его возраста. Юрий Калитвинцев за прошедшие десять лет успел сделать невероятно много... Приехав в Киев из России в начале 1995-го, уже через полгода он стал капитаном Динамо, а чуть позже — и сборной нашей страны. Он был кумиром для целого поколения болельщиков, а теперь не представляет своей жизни без Украины.
В любом деле, будь то исполнение штрафных ударов или тренерская деятельность в команде юниоров, Юрий КАЛИТВИНЦЕВ ищет творческий подход. Впрочем, это далеко не полная характеристика Юрия Николаевича как профессионала. Его талант и тренерское чутье — лишь яркое дополнение к великолепному знанию предмета. Разговаривать о футболе экс-капитан Динамо и сборной может часами. Не будем скромничать — увлекательнейшей беседе с ним наверняка способствовала и уютная атмосфера в редакции КОМАНДЫ.
— Юрий, в первую очередь — ваши впечатления от игры сборной Украины в отборочном цикле к чемпионату мира-2006. Шансы на выход из группы достаточно серьезные?
— Шансы очень серьезные! Не ошибусь, если скажу, что матч со сборной Албании был одним из ключевых. Половину пути осталось еще пройти, но календарь для нас благоприятный — четыре поединка дома и два на выезде.
— Какое значение, по вашему мнению, в современном футболе имеет везение?
— Оправдываться тем, что удача была не на твоей стороне, — это удел слабых. Да и что такое фарт? Когда послал мяч на трибуны, а его ветром в ворота занесло? Или пришел Хоттабыч и передвинул ворота? Всегда нужно надеяться на свои собственные силы.
— Но что помешало, например, нашей молодежной сборной победить в Албании, имея преимущество в ударах по воротам 19—2?
— На моей памяти подобных случаев хватало. Далеко ходить не надо: в матче первого квалификационного этапа чемпионата Европы (U-19) украинская команда нанесла 27 ударов, а наш соперник — сборная Молдавии — ответил тремя. Мы проиграли — 0:1... Конечно, причины поражения необходимо найти, но зацикливаться на неудаче нельзя ни в коем случае — нужно смотреть вперед. Я еще не разговаривал с Михайличенко, но если верить отчетам, то наша «молодежка» играла значительно сильнее албанской. Однако футбол очень непредсказуем. Я в этом давно убедился — немало моих друзей играют в тотализатор.
— В глобальном плане футбол не останавливается в своем развитии? Стал ли он за последние годы интересней?
— Это с какой стороны смотреть. Очень хороший пример приводил нам в свое время Лобановский. На базе мы смотрели один из матчей английской Премьер-лиги: Ньюкасл играл, если не ошибаюсь, с Ипсвичем. Итог встречи — 0:0, но какое удовольствие мы получили от этого зрелища! Там было все: и накал, и интрига, и борьба за каждый клочок поля... Если смотреть футбол «под пиво», то счет 5:5 — то, что нужно. А вот специалисту встреча, в которой счет так и не был открыт, может порой дать гораздо больше ценной информации. В целом же футбол стал гораздо динамичнее, цена каждой ошибки игрока на поле возросла в десятки раз.
— Но ведь интенсивность игры не может увеличиваться до бесконечности. Рано или поздно придется вносить кардинальные изменения в правила. Вот Беккенбауэр недавно предлагал уменьшить до десяти количество игроков одной команды...
— Правильно, убрать вратарей — портят всю картину (общий смех). Несмотря на то, что футбол очень консервативен, небольшие перемены все-таки происходят. Вот, например, увеличилось число голов, которые забивают с дальнего расстояния. Но это же не тем объясняется, что игроки стали сильнее бить. У Эдуарда Стрельцова и Валерия Воронина в свое время «пушки» были что надо. Просто мячи тогда, образно говоря, тяжело было от земли оторвать. Нынешние значительно легче стали.
— Как специалист по стандартным положениям, поделитесь секретом — с какого возраста нужно штрафные удары отрабатывать?
— Конечно, желательно в детстве начинать. У меня 12-летний сын Владислав в школе Динамо занимается. Если у меня есть время, прихожу на его занятия. В учебный процесс не лезу, но с согласия тренеров иногда подсказываю ребятам насчет штрафных. Конечно, это умение сложно натренировать — оно должно идти изнутри. Но даже имея навыки, нужно много работать, оставаться после тренировок — это касается и взрослых футболистов, и детей.
— В период вашего выступления в Динамо многие партнеры имели обыкновение работать внеурочно?
— Большинство. Кто-то шел играть в квадрат, кто-то до автоматизма отрабатывал игру головой... Когда понимаешь, что за твоими действиями будут наблюдать 100 тысяч зрителей, пытаешься отшлифовать все до мелочей. Я вот, правда, до сих пор не могу правой ногой по мячу ударить — она всегда мне служила разве что как опорная. Сейчас с сыном часто занимаюсь, а меня спрашивают: «У вас Владик — правша или левша?» На что отвечаю: «Если бы он был правшой, я бы задумался, кто его отец» (общий смех).
— Сегодня вы — молодой и перспективный тренер. Что вам как специалисту дал опыт работы с Валерием Лобановским?
— Школа Валерия Васильевича — это бесценный опыт. Огромная удача, когда такие люди встречаются на жизненном пути. Когда я сказал Лобановскому, что свое будущее связываю с тренерской работой, он посоветовал мне делать анализ всех тренировок. Я ответил, что подобные записи веду еще с 20-ти лет. Не знаю зачем, но уже в том возрасте после каждой тренировки я записывал свои ощущения и по пятибалльной шкале выставлял оценку проведенному занятию.
Лобановский, услышав это, удивился и сказал, что в таком случае начинать тренерскую деятельность мне будет гораздо легче. Когда я уже принял Закарпатье, лучшим выходным днем для себя считал тот, когда удавалось пообщаться с Валерием Васильевичем. Он часто приглашал меня к себе и говорил: «Ну, коллега, рассказывай, как у тебя дела». Время, проведенное в беседах с ним, пролетало незаметно. Полученную информацию я переваривал еще дней пять.
— В какой степени у ваших молодых подопечных — игроков юниорской сборной Украины — наблюдается это желание совершенствоваться?
— Желание у них есть. Если бы его не было у 18—19-летних футболистов, о чем с ними можно было бы говорить? А так иногда ребят даже приходится выгонять с газона после тренировок.
— Вам уже приходилось руководить командой мастеров. А теперь получаете удовольствие от работы с юношами?
— Я не ощущаю себя детским тренером. Но когда мне поступило предложение принять команду юниоров, я вспомнил себя в их возрасте. 18 лет — интересный материал. Когда я с ребятами первый раз встретился, увидел здоровых дядек. «Вы — юноши? — спрашиваю. — Да с вами стыдно в баню зайти!» Сразу же с ними определились: разговаривать буду не как с юношами, а как со взрослыми. Соответственными будут и требования. И им этот подход понравился — в таком возрасте всегда хочется казаться чуть старше. Сейчас я чувствую, что ребята очень стремятся играть за сборную, приезжают сюда с огромным желанием.
Юрий Карман, Андрей Кудырко, Сергей Сытник, Юрий Трохимчук, 12.02.2005
Интервью из прошлого. Юрий Калитвинцев: «В Турции меня называют «папой»