Лишь два с половиной года длилась карьера талантливого хавбека Шахтера в главной команде страныВо второй части нашей беседы с экс-полузащитником донецкого Шахтера Геннадием ОРБУ речь шла о его выступлениях в национальной команде и о сегодняшней сборной.— Геннадий Григорьевич, в 90-х вы все время пребывали на виду, были одним из лидеров Шахтера. Почему же за сборную вам довелось провести лишь 17 матчей?— В главной команде страны нужно играть, а не сидеть на лавке. У меня в свое время случился небольшой конфликт с тогдашним наставником сине-желтых, Йожефом Сабо, и меня перестали вызывать. Хотя во второй половине 90-х, считаю, я был в неплохой форме. Впрочем, в тех поединках, в которых я все же принял участие, я выкладывался на сто процентов.— Сейчас на тренера обиды нет?— Конечно. Я уже не раз общался с Йожефом Йожефовичем, все нормально. Я уважаю его как специалиста и как человека.
«Помню, Лучкевичу досталось от Лужного и Сабо»
— В главную команду страны вы пришли в 24 года, а закончили свои выступления за нее, когда вам не было еще и 27-ми.— Тем не менее этот период получился насыщенным, ведь за два с половиной года я провел 17 матчей. Да, с моей стороны тоже были ошибки, но что случилось, то случилось. Жизнь продолжается.— Ваш дебют пришелся на первую официальную победу сборной в ее истории...— Мы победили эстонцев — 3:0 в отборе на ЧЕ-1996. Хотя изначально у меня не было вызова на этот матч. Меня добавили в список после поединка с Динамо, который прошел за пять дней до игры с прибалтами. Что забавно, мы тогда проиграли киевлянам — 1:3.— Вы отплатили доверием за доверие, отыграв полный матч…— Совершенно верно. Наверное, неплохо выглядел, раз такой жесткий тренер, как Сабо, меня не поменял (улыбается).— Йожеф Сабо известен своей вспыльчивостью. Не попадались под горячую руку?— Он не один такой. Вы что, думаете, Валерий Яремченко — мягкий тренер? Конечно, влетало, и не только мне. Но что очень важно — наставники не пересекали границ дозволенного, а не так, как сейчас, когда смотришь матчи разных юношеских команд, а там у тренеров в адрес футболистов сплошной мат…— Больше всего доставалось фланговым исполнителям?— Да. Кто бегает на бровке возле тренерской скамьи, может наслушаться... Вот, вспомнил, как сборная играла в Северной Ирландии поединок отбора ЧМ-1998. Тогда полузащитнику Игорю Лучкевичу прилично досталось и от Олега Лужного, который действовал в защите на правом фланге, и от Йожефа Сабо (улыбается).— Первый отборочный турнир сине-желтых, на Евро-1996, можно назвать провальным?— В какой-то мере да, ведь никто не рассчитывал, что мы займем четвертое место из шести. Но, во-первых, это был наш дебют, сборная только строилась, а во-вторых, не стоит забывать, что по ходу той квалификации командой руководило три наставника (Олег Базилевич, Йожеф Сабо и Анатолий Коньков). Поэтому о каком положительном результате могла идти речь? То, что мы могли на тот момент, мы сделали. С Хорватией и Италией изначально было сложно конкурировать, хоть мы и обыгрывали балканцев, а вот пропускать вперед в турнирной таблице Литву действительно было необязательно.
«И я однажды уснул на теоретическом занятии…»
— Анатолий Коньков и Йожеф Сабо много времени уделяли тактической выучке команды?— Они прошли динамовскую школу, будучи игроками и помощниками у Валерия Лобановского, поэтому слушать наставников доводилось по полтора-два часа. Это сейчас модно, чтобы теоретическое занятие длилось не больше 30-ти минут.— За полтора часа можно и уснуть…— Бывало. И со мной раз такое случилось. На старой базе Динамо в Конче-Заспе были удобные кресла в зале (улыбается)…— У кого было строже с дисциплиной?— У Сабо, конечно. Коньков сплачивал коллектив своими шутками, он больше напоминал в этом Виктора Прокопенко.— Против каких защитников вам было сложнее всего действовать?— Если говорить о матчах сборных, то против хорвата Николы Юрчевича и итальянца Антонио Бенарриво. Хорош был и правый хав Скуадры Адзурры Аттилио Ломбардо.— Могли подумать в мае 1997 года, что поединок против Армении станет для вас последним в сине-желтой футболке?— Несмотря на то, что я говорил выше, все-таки думал, что тренеры сборной еще воспользуются моими услугами, но, как оказалось, это был конец карьеры в национальной команде.Кстати, был один случай, когда в 2001 году я выступал в саратовском Соколе. Мы одно время 12 туров кряду шли на первом месте, я имел хорошую прессу. Тогда я дал интервью газете Команда, в котором сказал, что Валерий Лобановский никогда не вызовет меня в сборную. Потом ребята из национальной команды говорили, что Валерий Васильевич на меня обиделся за те слова.
«Конкурентам сборной Украины пожелаю осечек»
— Скажите, от нынешней сборной нужно требовать результата?— Результат, даже при становлении команды, важен. Тем не менее нужно учитывать, что Андрей Шевченко много внимания уделяет молодежи, и это правильно. Правда, с такими ребятами на первых порах сложно всегда быть на коне.Другое дело, что мне не нравятся высказывания некоторых специалистов относительно бойкота чемпионата мира со стороны сборной Украины. Прежде чем говорить такие слова, нужно попасть на мундиаль. Да и спросите у самих футболистов, неужели они не хотят сыграть на таком форуме, ведь для кого-то он может быть последним в карьере, а для кого-то — дебютным. Ребята стараются, бьются, они хотят быть на вершине, и в случае чего отбирать у них мечту, думаю, было бы неправильно.— На ваш взгляд, поражение в Хорватии было логичным?— Команда Андрея Шевченко находится на правильном пути и в Загребе показала хороший уровень игры. У нее были моменты, но сказался опыт балканских исполнителей. Там ведь кого ни возьми — каждый выступает в рядах европейского гранда…Впрочем, несмотря на эту осечку, шансы занять нужное место в турнирной таблице есть. Конечно, хотелось бы, чтобы в дальнейшем мы как можно меньше теряли очки. А вот конкурентам могу этого только пожелать, ведь у нас такая группа, что сюрприз может преподнести любая сборная…Сергей ДЕМЬЯНЧУКЧасть 1