Дело было в Люцерне. Эксклюзивные факты из истории сборной Украины
Санитарный врач швейцарского кантона запретил проведение матча Лиги наций с участием сборной Украины и отправил ее игроков и тренеров на карантин
Пока подопечные Андрея Шевченко в Лейпциге оказывали отчаянное сопротивление немцам, сборная Швейцарии в Базеле до последнего отбивалась от испанцев. Патроны закончились незадолго до финального свистка, когда форвард Вильярреала Жерар Морено сравнял счет (1:1). Но даже ничья была для хозяев в радость.
Набрав в пяти матчах три очка, команда боснийца Владимира Петковича теперь на расстоянии вытянутой руки находилась позади украинцев. И, чтобы не просто наверстать отставание, но и опередить главного конкурента в борьбе за продление прописки в высшем дивизионе, в последнем туре ее устраивала минимальная победа. Скажем, 1:0 или 2:1.
Фройлер и Эльведи не могли сыграть с Украиной
Поединок в Базеле изобиловал драматическими коллизиями. Выйдя вперед на 26-й минуте благодаря голу Ремо Фройлера, одноклубника нашего Малиновского по Аталанте, швейцарцы большую часть игрового времени провели в обороне. Их вратарь Зоммер крутился из последних сил. И в итоге стал героем.
Во втором тайме голкипер гладбахской Боруссии парировал два 11-метровых. Да не от кого попадя, а от самого Серхио Рамоса — штатного пенальтиста Фурии Рохи и Реала. При этом Фройлер получил лишнее предупреждение, а Эльведи был удален с поля. Оба теперь не могли сыграть с Украиной.
Забей Рамос, выиграй Испания, и все последующие события не имели бы для нашей сборной никакого значения. Или почти никакого. Даже с учетом ковидных реалий. А так судьбу встречи пришлось решать не на футбольном поле, а в чиновничьих кабинетах.
Горды, что обеспечили матчу статус плей-офф
«Мы потратили много сил, но к игре с украинцами будем в полной готовности, — пообещал Петкович. – Даже несмотря на серьезные кадровые потери. Нам очень важно остаться в Лиге А, чтобы и дальше встречаться с самыми сильными соперникам. Мы хотим победить Украину, и горды, что смогли обеспечить этому матчу статус своеобразного плей-офф».
Кроме дисквалифицированных Фройлера и Эльведи, из-за положительных тестов на коронавирус Швейцария потеряла защитников Видмера и Лотомбу. Вместо них в распоряжение тренерского штаба были вызваны Михаэль Ланг (29 лет, Боруссия, Менхенгладбах), Мишель Эбишер (23, Янг Бойз) и Пайтим Касами (28, Базель).
Кадровые потери сине-желтых оказались куда более ощутимыми, хотя поначалу, казалось, ничто не предвещало беды. Сдав тесты и получив отрицательные результаты, подопечные Шевченко благополучно перебрались из Лейпцига в Люцерн.
Плохие новости после дополнительного исследования
Именно в этом относительно небольшом даже по местным меркам городе (менее 60 тысяч жителей) хозяева намеревались дать украинцам решающую битву. Чтобы добраться до него из Цюриха, где расположен ближайший международный аэропорт Клотен, нашей делегации пришлось преодолеть расстояние в 70 километров.
Первые плохие новости поступили утром 16 ноября. Из той же сертифицированной УЕФА лаборатории, представители которой делали забор накануне, сообщили, что после дополнительного исследования вирус обнаружен в анализах Соболя, Макаренко и Резника.
Естественно, это тут же стало достоянием не только организаторов поединка, но и местных властей. Были назначены консультации, вместе с тем появились недомолвки, начались непонятные телодвижения.
Отправились на стадион с бутсами в руках
Только днем поступило подтверждение о том, что в 19.00 наша команда сможет провести официальную тренировку на местной Свисспорарене. Правда, за час до нее всем необходимо будет еще раз сдать тесты, по результатам которых окончательно вынесут вердикт, состоится ли поединок вообще.
Потом ситуацию переиграли. Тестирование решили провести в отеле Radisson Blu, где разместились украинцы. А на стадион игроки и тренеры должны отправиться, заранее переодевшись в номерах, и с бутсами в руках. Чтобы не заходить в раздевалки и другие помещения.
В гостинице предматчевую онлайн пресс-конференцию должен был дать и Андрей Шевченко, при этом возникли технические неполадки. К слову, еще утром наш главный тренер, учитывая обстоятельства, в срочном порядке вызвал из Киева игроков молодежки Булецу, Назаренко и Судакова.
На ранних стадиях тесты бесполезны
В день матча, 17 ноября, ситуация только усугубилась. По результатам вечерних тестов коронавирус был обнаружен у Малиновского, Кривцова, Мораеса и тренера по физподготовке Ивана Баштового. Странно, ведь трое последних уже перенесли заболевание в Шахтере и имели антитела.
Тем не менее, за несколько часов до стартового свистка греческого арбитра Тасоса Сидиропулоса УЕФА сообщил: «В связи с компетентным решением департамента охраны здоровья кантона Люцерн, принято решение перевести на карантин всю делегацию национальной команды Украины. Матч Швейцария — Украина не состоится».
Выяснилось, что главным инициатором столь радикального решения стал санитарный врач кантона Роджер Харстолл, который заявил, что и другие украинские футболисты могут носить вирус, но на ранних стадиях тесты еще ничего не показывают.
Карантин должен защитить партнеров и соперников
«Девять человек заразились за четыре дня. При таком неконтролируемом распространении риск появления новых, еще не обнаруженных носителей инфекции, слишком высок. Карантин должен защитить как товарищей по команде Украины, так и соперников», — подвел черту Харстолл.
Согласно ковидному протоколу УЕФА, матч может состояться, если в одной команде имеются в наличии 13 здоровых футболистов, в том числе — один вратарь. При этом если есть возможность, встречу следует перенести. В противном случае решение отдается на откуп Контрольно-дисциплинарной и этической инстанции организации.
Если виновник нарушения протокола понятен, ему засчитывают поражение. Если его определить затруднительно, победитель определяется с помощью жребия. Но в любом случае окончательное решение по проведению игры остается за местными властями. Что и случилось со сборной Украины. УЕФА, по сути, умыл руки. Не забыв при этом напомнить, как важно вернуть футбол в нормальное русло.
Как вылететь в Швейцарию без документов?
В Ньоне отказались и от переноса, сославшись на плотный календарь. А сыграть 18-го, когда встречались представители ряда других групп Лиги наций, не представлялось возможным. Собрать, как предлагалось, новую команду с новыми футболистами и новым тренерским составом в столь сжатые сроки было нереально.
Молодежная сборная нашей страны только накануне провела официальный матч европейского первенства против Северной Ирландии, и в течение 48 часов, согласно требованиям того же УЕФА, ее игроки не могли быть задействованы.
Юношеские же команды вообще не собирались, поскольку их соревнования в связи с пандемией были полностью отменены. Но даже если бы было сделано исключение, организовать вылет в Швейцарию, не имея на руках визовых документов и результатов сертифицированных тестов, — задача невыполнимая.
Да и стоила ли овчинка выделки, если Европейский футбольный союз собственными руками загнал Украинскую ассоциацию футбола в безвыходное положение?
Петковича лишили возможности победить
Тем более цинично прозвучали слова директора сборной Швейцарии Пьерлуиджи Тами: «Мы всегда уважали протокол УЕФА. Реализовали его, приложив все усилия. За последние несколько дней трижды проходили тестирование. Мы хотели играть и все сделали для этого. А теперь разочарованы.
Я не чувствовал, что украинская сторона серьезно занималась поиском выхода из ситуации. Мы бы предпочли все решить на поле и по спортивному принципу. А так придется полагаться на другой уровень».
Как-то не очень хотелось верить и откровениям Владимира Петковича, который высказался в том же духе: «Моя команда очень мотивирована, находится в отличной форме. Мы ждали этой игры, были к ней полностью готовы и уверены в положительном исходе. Мы всегда хотим побеждать только на поле, но нас лишили такой возможности».
В итоге окончательный вердикт по поводу судьбы поединка все равно лег на УЕФА. Точнее, на его дисциплинарные органы.
Максим ТРЕТЬЯК
УЕФА назвал арбитров, которые будут работать на Евро-2020 (список, фото)