Андрей Полунин: «В 50 чувствую себя великолепно, как молодой человек»

Аватар Сергій Дем'янчук Сергій Дем'янчук
1927
0 голосів
Андрей Полунин: «В 50 чувствую себя великолепно, как молодой человек»
Полунин-тизер

Экс-полузащитник сборной Украины Андрей Полунин отмечает полувековой юбилей

Сегодня 50 лет исполняется бывшему полузащитнику Днепра и сборной Украины, а ныне — селекционеру Днепра-1 Андрею ПОЛУНИНУ. КОМАНДА1 поздравила юбиляра с днем рождения.

— Андрей Викторович, примите от нашего сайта искренние поздравления с днем рождения!

— Большое спасибо!

— 50 — это много или мало?

— Как смотреть. В жизненном диапазоне прожитых лет, может и много (улыбается). Однако по состоянию души чувствую себя великолепно, как молодой человек.

— Сколько лет вы в футболе?

— 40.

— Сами начали заниматься или с чьей-то подачи?

— В восемь лет я пошел на плавание, а через два года в нашей школе появилась футбольная секция. Меня туда отвел старший брат. Он знал, что я во дворе все время играю с друзьями. Брат старше меня на семь лет, наверное, разглядел во мне потенциал (улыбается). Так все и закрутилось.

— Кто определил вас в полузащиту?

— Я попал к одному из самых знаменитых детских тренеров бывшего СССР Игорю Леонтьевичу Ветрогонову. Этот специалист выпустил много футболистов, которые потом выступали на самом высоком уровне. Я записался в Днепр-75, а когда Юрий Леонтьевич перешел в спортинтернат, то меня и еще шестерых человек забрал с собой. Вот так и получилось, что всю юность я работал под руководством одного наставника.

А что касается амплуа, то я как пришел в футбол, так тренер меня и определи в середину поля из-за того, что я был негабаритным и не высоким. Во время профессиональной карьеры были матчи, когда я мог сыграть на какой-то другой позиции, но это были единичные случаи.

— Кто самый известный воспитанник Игоря Ветрогонова?

— Олег Протасов, Геннадий Литовченко, Павел Яковенко. Если брать мое время, то это Сергей Дирявка, Денис Филимонов, Владимир Кныш, Сергей Соловьев. Из чуть младших ребят выделю Константина Бабича, Валентина Полтавца, Сергея Назаренко, Сергея Матюхина, Богдана Шершуна… А вообще у этого наставника порядка 80-ти выпускников, которые выступали в первенстве СССР и чемпионате Украины.

— Какой футбольный день был для вас самым счастливым?

— Он не один. Первым делом не ум приходит дебют за Днепр в чемпионате СССР, я вышел на замену в матче с московским Локомотивом. Также отмечу дебютный поединок за сборную Украины против Беларуси. Мы сыграли — 1:1. Памятной для меня была игра за Днепр против Динамо во втором чемпионате страны. Мы тогда в присутствии 40 000 зрителей обыграли киевлян, доказав, что на тот момент были сильнее. Тогда победу в чемпионате при равном количестве очков отдали Динамо из-за лучшей разницы забитых и пропущенных мячей, хотя все ждали, что будет «золотой матч». Да, конечно, не забуду и поединок, опять же, за сборную, против итальянцев. Мы хоть и проиграли, но мне удалось забить гол — свой единственный в сине-желтой футболке. Есть, что вспомнить и из моей немецкой карьеры. Мне удалось отличиться забитым мячом за Нюрнберг в своем первом матче. Это воспоминания на всю жизнь.

— Помимо этого гола, чем еще вам запомнился немецкий этап карьеры?

— Прежде всего это был для меня большой жизненный опыт. В бундеслиге организация футбольного процесса на высочайшем уровне. Мне посчастливилось поиграть в одной команде с Адреасом Кепке, противостоять Баварии, цвета которой тогда защищали такие асы, как Кан, Эффенберг, Басслер, Матеус. В матчах против дортмундской Боруссии встречался с Хеслером, Меллером. У меня получилось поиграть в трех немецких дивизионах. Я видел весь немецкий футбол, он очень высокого уровня.

Вот в Украине Агробизнес сотворил сенсацию в матче с Шахтером, а в Германии подобное в кубковых турнирах происходит намного чаще. Стадионы всегда заполнены, футбольная атмосфера там великолепная…

— Кто для вас был самым комфортным партнером, кто вас понимал с полуслова?

— Здесь у меня несколько партнеров из каждой лини. Если говорить об обороне, то всегда надежным, человечным и порядочным был Серега Дирявка, в полузащите мне удобно игралось с Серегой Мизиным, с которым мы вместе выступали за Днепр, Карпаты и ЦСКА. А в атаке мне было комфортно взаимодействовать с Валиком Москвиным.

— На профессиональном уровне, какой тренер больше всего на вас повлиял?

— Чтобы кого-то не обидеть, скажу о всех. Когда из Спортинтерната я перешел в группу резерва Днепра, мне очень помогли Александр Петрович Лысенко и Владимир Сергеев Стрижевский. Самые перспективные ребята быстро попали и в дубль, и к основе подключались. У меня этот путь был немного длиннее, вот тогда роль наставников оказалась для меня ключевой. Помог мне и Петр Васильевич Кутузов, который был старшим в отделении футбола в Спортинтернате.

В дубле я многому научился у того же Александра Петровича Лысенко. В 1991 году мы выиграли первенство дублеров в чемпионате СССР. Практически всем этим составом мы перешли в главную команду Днепра перед стартом первого чемпионата Украины, поскольку опытные ребята уехали играть за границу, кто-то и закончил карьеру. Так вот первым тренером на взрослом уровне, был для меня Николай Петрович Павлов, который поверил в меня. Этот специалист оказал на меня огромное влияние в тот период, когда нужно было начинать играть во взрослый футбол.

Профессионалом с большой буквы был немецкий специалист Берд Штанге, который внес в тренировочный процесс Днепра много того, чего мы никогда не видели. Со временем этот наставник помог уехать за границу мне, Скрипнику, Евтушку, Максимову, Ковальцу, Палянице. На первом этапе моей карьеры в Нюрнберге Штанге часто ко мне приезжал поддержать, помочь.

После ухода из Днепра немецкого наставника у меня начался период нехватки игровой практики, В этом плане хочу сказать спасибо Олегу Анатольевичу Тарану, который позвал меня в Кривбасс. Комфортно мне работалось и с Владимиром Васильевичем Бессоновым в ЦСКА, которому помогали Геннадий Владимирович Литовченко и Владимир Федорович Лозинский. В этой киевской команде тогда собралась сильная компания — Рева, Уляницкий, Цихмейструк, Мизин, Костышин, Закарлюка. Не забуду сотрудничество в Карпатах с Мироном Богдановичем Маркевичем. Оно хоть и продлилось всего полгода, но я уже тогда понял, какой футбол хочет видеть этот наставник. Все это он воплотил в жизнь, работая в Металлисте и Днепре.

— С Днепром, за который вы отыграли более 150-ти матчей, стать чемпионом не получилось. Почему?

— Так распорядилась судьба. Для меня лучше быть на втором месте, но постоянно играть, чем за несколько сезонов 20 раз выйти на поле и стать чемпионом.

— Сейчас вы работаете селекционером Днепра-1. За какой вектор отвечаете?

— У меня направление по пяти странам СНГ. Смотрю матчи, выделяю игроков, узнаю по ним полную информацию, если нужно, то веду переговоры, по тому или иному исполнителю.

— У вас есть PRO-диплом. Тренером работать не хотите?

— Так сложилась судьба, что после окончания карьеры я много лет трудился на административной должности, в Ахтырке спортивным директором клуба я был 12 лет. У меня были предложения, но я считал, что, если качественно работать, то нужно заниматься одним делом. Сейчас тишина, но жизнь такая вещь, что лучше ничего не загадывать. По крайней мере, я слежу за свежими веяниями в футболу, общаюсь с коллегами…

— В Днепре-1 есть футболисты, которые сейчас достойны вызова в сборную?

— Да. Считаю, что Пихаленка можно было бы проверить в главной команде страны. Если Александр и дальше будет прогрессировать, он вырастит в сильного полузащитника. В компании Тараса Степаненко и Александра Зинченко, Пихаленок может добавить умной игры. Этот игрок обладает прекрасным видением поля и хорошим пасом.

— Нынешняя сборная Украины скоро сыграет на Евро. Каковы ее перспективы?

— Здесь вопрос в подготовке, в каком физическом и психологическом состоянии коллектив подойдет к старту Евро. Если ведущим футболистам удастся избежать травм, болельщики вправе рассчитывать как минимум на выход из группы. Дальше загадывать не хочется, все нужно делать постепенно. Но команда Андрея Шевченко доказала, что может конкурировать с лучшими сборными Европы.

Сергей ДЕМЬЯНЧУК