— В начале 2000 года сборную Украины принял Валерий Васильевич Лобановский, и для всех нас это было настоящее событие, — говорит Александр Шовковский. — Конечно, сегодня ты уже немного иначе анализируешь все то, что происходило 20 лет назад. Но тогда совмещение тренером двух постов было, безусловно, оправданным. Самое важное — желанным. Вся футбольная общественность страны буквально требовала, чтобы Лобановский работал с национальной командой. Для нас, игроков Динамо, это вообще был большой плюс. Не было необходимости адаптироваться к новым требованиям. Повторюсь, на тот момент это была вынужденная и, думаю, правильная мера.
«Авторитет Валерия Лобановского сыграл свою роль»
В моей жизни, как и в жизни многих футболистов Динамо того поколения, Валерий Лобановский, безусловно, сыграл большую роль. Когда он возвращался в Киеве, мы понимали — приходит тренер, которому уже ничего и никому не нужно доказывать. Методы его работы никто из нас не ставил под сомнение, все знали, что это приносит результат. Команда сразу поверила в тренера, понимая, что легко не будет. Первая же тренировка показала, что адаптироваться к нагрузкам будет непросто. Авторитет наставника играл ему на руку. Мы, образно говоря, готовы были забраться на дерево 10 раз подряд, не сомневаясь в том, что это необходимо для общего дела. Все требования Валерия Васильевича футболисты выполняли неукоснительно. Были бы постарше, может, кто-то что-то и обсуждал бы, но в том возрасте у нас не было ни капли сомнений. Каждое его слово воспринималось, как закон. Значит, так надо. Точка. Повторюсь, авторитет сыграл свою роль. Когда приходит молодой тренер, пусть выдающийся в прошлом футболист, обладавший лидерскими качествами на поле, — это одно. Но опытный наставник — это совсем другой менталитет.
«Тренер сказал, и мы вышли в Лигу чемпионов»
Мне запомнились не столько первые сборы с Валерием Лобановским, сколько первый период летней подготовки в Ялте. В июне 1997 года команда готовилась к чемпионату Украины и к квалификации Лиги чемпионов. Вот тогда крепатура была такая, что спуститься по лестнице было невероятно больно. Я не так часто общался с Валерием Лобановским, как другие ребята, ведь большую часть времени находился под крылом тренера вратарей — Михаила Михайлова. Но один разговор с Мэтром мне запомнился. Хотя там был даже не разговор, а короткая фраза. Перед серией пенальти в выездном поединке со Спартой Валерий Васильевич подошел ко мне, наклонился и тихо сказал: «Бывают матчи, которые выигрывает вратарь». Сказал — и ушел. После этого мне удалось отразить три удара с 11-метровой отметки, и Динамо вышло в групповой раунд Лиги чемпионов, которая до сих пор является самой успешной в истории клуба…
«Не могли взломать насыщенную оборону»
Выйти на чемпионат мира со сборной Украины тренеру, к сожалению, не удалось. У нас была достаточно ровная группа. После предыдущих отборочных турниров команда заработала определенный авторитет и рейтинг и получила в соперники Польшу, Норвегию, Уэльс, Беларусь и Армению. Да, мы должны были бороться за первое место, но я никогда не любил строить стратегию по турнирной таблице. Самый важный матч — предстоящий. Без победы в нем следующего может и не быть. Жаль, побед у нас было не так много. Зато хватало ничьих в поединках с нашим полным преимуществом. Европейские сборные стали относиться к сборной Украины с большим уважением, в том отборочном цикле они часто выстраивали эшелонированную оборону, а мы к такому футболу, возможно, были не совсем готовы. Привыкли играть на контратаках, поэтому для нас это была новая ступень в развитии. Хотя моментов, помнится, в каждом матче создавали достаточно, но не всегда их реализовывали. Провалили первый же поединок — дома с поляками (1:3). Потом мало пропускали, но не много и забивали. В первой половине 2001-го четыре матча подряд завершили вничью, поэтому и пришлось бороться за второе место. С этой задачей мы справились, опередив Беларусь.
«В Германии шансов у нас уже не было»
Начало и конец отборочного турнира я пропустил из-за повреждений. В 2000 году у меня был надрыв под коленом, а в 2001-м — первая травма плеча. В том цикле отыграл шесть матчей — ровно половину. В теории мог выйти на игры с Германией, которая попалась нам в плей-офф. Мое восстановление было на финишной прямой, я рвался в бой, но тренерский штаб во главе с Валерием Лобановским решил, что еще рано. Был на матче с немцами в Киеве. Там все хорошо начиналось, когда Геннадий Зубов открыл счет, но в итоге ничья (1:1), которая устроила гостей. В ответной встрече шансов у нас почти не было (1:4). За сборную Германии выступал легендарный голкипер Оливер Кан. Мы его хорошо запомнили еще по матчам Динамо с Баварией в Лиге чемпионов. Но для меня самый показательный момент — его игра на чемпионате мира 2002 года. Немцы вышли в финал, не пропустив ни одного мяча. Вратарь у них был просто на высоте. Но в решающем матче при счете 0:0 Кан пропустил совсем необязательный гол, отбив мяч перед собой и пропустив добивание. Германия проиграла Бразилии, но спустя какое-то время стало известно, что перед этим голкипер, спасая команду в одном из эпизодов, выбил палец, и это ему потом помешало. Так что никогда не нужно делать скоропалительных выводов. Сборной Украины тоже тогда доставалось от болельщиков, но в 1997-м и 2001 годах она проигрывала в плей-офф будущим призерам чемпионата мира, а в отборочном турнире ЧЕ-2004 вообще уступила триумфатору континентального первенства…Евгений ГРЕСЬПродолжение следует.Моя жизнь в сборной. Сергей Ребров: «Закончил вовремя — как раз после чемпионата мира»