Матча в Киеве могло и не быть. Эксклюзивные факты из истории сборной Украины

В третий раз в истории проиграв по всем статьям хорватам в Загребе (0:2), желто-синие усугубили свое положение в борьбе за выход в финальную часть ЧМ-1998 из-за того, что один из футболистов нашей команды был уличен в применении запрещенного препарата
Сергей Нагорняк и Андрей Воробей соорудили первый гол. Фото Владимира Раснера

Сергей Нагорняк. Фото Владимира Раснера

Изначально обслуживать матч плей-офф между сборными Хорватии и Украины в Загребе было поручено итальянской бригаде арбитров во главе с Пьерлуиджи Коллиной. Однако вскоре довольно неожиданно апеннинцев сменили французы, и на поле команды вывел Алан Сарс. Не меньшей неожиданностью стало и появление в стартовом составе желто-синих донетчанина Ателькина. По крайней мере, для наставника хозяев Блажевича.

Сабо прогадал – Ателькин оказался не готов

Блажевич, как и большинство отечественных экспертов, полагал, что в отсутствие пропускавшего игру из-за дисквалификации Шевченко, Йожеф Сабо постарается укрепить оборонительные редуты и выпустит дополнительного защитника либо, на худой конец, максимально насытит опорную зону. Но Сабо решил иначе, и прогадал. Ателькин оказался не готов к поединку такого уровня и практически растворился на поле. Растворился и Нагорняк. Он подолгу застревал на своем правом фланге, неохотно отходил назад, мало помогал Дмитрулину в отборе. Хотя, казалось бы, все должно быть наоборот, учитывая то обстоятельство, о котором станет известно после матча. Хорваты же, как назло, именно сюда и направили главный вектор своих атак. Без устали бороздил бровку Ярни, на подмогу ему нередко смещались влево Просинечки и Шукер.

Просинечки нашел в себе силы и был одним из лучших

Участие в игре Просинечки, к слову, до последнего момента находилось под вопросом. Любимец загребской публики, он после шести лет выступлений в Испании (в том числе в Реале и Барселоне) вернулся на родину — в свое родное Динамо, которое временно носило название Кроация. Так вот, накануне поединка с украинцами Просинечки почувствовал недомогание, и Блажевич уже готов был смириться с тем, что ему придется обойтись без своего главного диспетчера. Но в день игры полузащитнику полегчало, он нашел в себе силы выйти на поле и был одним из лучших в составе хорватов. Через Просинечки строилось большинство созидательных действий клетчатых, тонкими, выверенными передачами, ни на секунду не передерживая мяч, он то и дело находил впереди форвардов — Шукера и Влаовича, которые напористо терзали оборону сборной Украины, не давая никому свободно дыхнуть. При этом Блажевич не смог воспользоваться услугами травмированного Бокшича и дисквалифицированного Сольдо. Именно Просинечки и стал соавтором первого гола в ворота Шовковского уже на 11-й минуте. Его точную передачу на голову Биличу не смогли прервать ни Головко, ни Дмитрулин. Вообще все атаки хозяев доводились до логического завершения — либо обострения, либо ударов, на которые больше других был заряжен Бобан.

Падение Реброва не произвело впечатления на Сарса

У наших ничего подобного не было и близко. Единственная добротная комбинация, разыгранная с участием Гусина, Реброва и Нагорняка в самом начале поединка, завершилась пасом в никуда. А после этого стало и вовсе не до атак. Правда, хорваты, после того, как забили, словно по команде отошли назад, как бы призывая соперника к активизации действий. Но стоило нашим увлечься чуть больше, чем можно было, как следовал быстрый и, главное, опасный контрвыпад. Игра желто-синих полностью развалилась — не хватало свежести, остроты, смелости. Единственный удар по цели Максимова — слишком малое утешение. А падение не без помощи оппонента Реброва в штрафной хозяев не произвело впечатления на арбитра. Не изменило картины событий и появление на поле во втором тайме Михайленко и Зубова. К тому времени счет был уже 2:0. Быстроногий Влаович воспользовался передачей за спину Головко, вышел один на один с Шовковским и без проблем поразил цель. А после того как Сарс не засчитал гол Максимова, забитый с передачи Скрипника, сочтя, что в том эпизоде правила нарушил находившийся рядом Михайленко, у наших и вовсе опустились руки.

Лучший поединок Блажевича, худший матч Сабо

Забей хорваты еще хотя бы один гол, а шансов для этого у них было предостаточно, на перспективах сборной Украины можно было бы поставить крест. Но хозяева больше не забили, подопечные Сабо отчаянно оборонялись до самого финального свистка, хотя и было заметно, что сил у них осталось совсем немного. Главное — не дрогнули. И теперь все помыслы были устремлены в 15 ноября — дату, на которую был назначен ответный поединок. «Мы провели один из своих лучших за последнее время матчей, — не скрывал удовлетворения Мирослав Блажевич. -- Мы были лучше во всех компонентах игры и заслуженно победили. Я полностью доволен игрой своей команды и результатом. Надеюсь, перевеса в два мяча нам вполне хватит для выхода в финал мирового первенства». Понятно, что у Йожефа Сабо настроение было совершенно противоположным: «Сборная Хорватии выиграла по делу, но могу сказать, что сегодня мы сыграли один из худших матчей. Даже самый худший -- за то время, что я нахожусь у руля национальной команды. Игры с нашей стороны не получилось, брака в действиях футболистов хватило бы на несколько встреч. Но впереди ведь поединок в Киеве. Так что еще посмотрим…»

Сильнодействующее средство для повышения сопротивляемости

Поединка в Киеве могло и не быть, потому что над сборной Украины нависла угроза дисквалификации. И даже если бы нашей команде было засчитано техническое поражение со счетом 0:3, отыграть такую фору в противостоянии с намного более опытной и авторитетной как по именам, так и по игре Хорватией было практически нереально. Даже несмотря на то, что за десять дней до ответной встречи Динамо вновь блеснуло в матче с Барселоной – теперь на Камп Ноу (4:0). А все дело в том, что по результатам допинг-пробы, взятой после матча в Загребе у днепрянина Нагорняка (как и еще у трех участников -- по два с каждой стороны), в его анализе был обнаружен запрещенный препарат — бромантан. На языке медиков — «сильнодействующее средство, повышающее общую сопротивляемость организма в целях достижения результата, дающее побочные эффекты и обнаруживаемое в организме путем лабораторного анализа».

Левченко советовал бромантан в лечебных целях

И вся работа, все усилия в отборочном цикле были поставлены под сомнение. А ведь Сабо накануне лично провел персональный опрос всех без исключения футболистов на предмет употребления ими любых фармакологических средств. Все промолчали, все притворились чистенькими. Хотя еще за полтора часа до матча представители международной допинговой лаборатории предупредили обе команды о плановой проверке. Только когда проба дала положительный результат, когда его буквально приперли к стенке, Нагорняк признался — за полчаса до игры он принял таблетку, которую ему рекомендовал доктор Днепра Левченко. Мол, почувствовал себя плохо, у него началось головокружение — написал Нагорняк в объяснительной записке. А так хотелось сыграть в ответственном матче. Вот и вспомнил о совете клубного врача, причем исключительно в лечебных целях… Максим ТРЕТЬЯК
Протокол ХОРВАТИЯ УКРАИНА 2:0 29.10.1997. Загреб. Стадион Максимир. 3 градуса. 28 000 зрителей. Матч плей-офф ЧМ-1998. Арбитр —А.Сарс (Франция). Хорватия: Ладич, Ярни, Билич, Просинечки, Шукер, Бобан (Юрчич, 67), Станич (Асанович, 59), Шарич, Влаович (Цвитанович, 82), Шимич, Юрич. Тренер —М.Блажевич. Украина: Шовковский, Дмитрулин, Скрипник, Головко, Ващук, Гусин, Максимов (к) (Гецко, 87), Нагорняк (Зубов, 59), Косовский, Ателькин (Михайленко, 54), Ребров. Тренер —Й.Сабо. Голы: 1:0 Билич (11), 2:0 Влаович (49). Предупреждены: Станич, Билич —Максимов.

Лента новостей

Українські інтернет казино