«Из ЦСКА в сборную, играть против Зидана… Фантастика!»
Эдуард Цихмейструк считает, что назначение Луческу добавит градуса противостоянию с Турцией
«Один из талантливейших воспитанников донецкого футбола. Эдуард обладал хорошей технической подготовкой, высокими скоростными качествами, работоспособностью и умением организовать игру. В любой момент мог обострить игру, результативнот завершить атаку. Владел точным пасом и поставленным ударом», — точнее о воспитаннике макеевского футбола Эдуарде ЦИХМЕЙСТРУКЕ, чем это сделал журналист Виктор Хохлюк на своей страничке в Фейсбук, и не скажешь. В сборной Украины этот полузащитник провел семь матчей. В интервью КОМАНДЕ1 Эдуард вспомнил свой дебют в национальной команде, и не только…
— Новым коучем ближайшего соперника сборной Украины по отбору ЧМ-2018, Турции, стал Мирча Луческу. Как вы считаете, это на руку сине-желтым? Ведь, с одной стороны, Луческу хорошо знает украинский футбол, но с другой — он только-только пришел, и у него не так уж много времени, чтобы подготовить команду. Да и плюс сборники, которые представляют Шахтер, знают все приемы румынского специалиста. — У тренера сборной в любом случае всегда мало времени на подготовку команды, неважно, новый он или старый. Здесь больше имеет место мотивация и какие-то легкие коррективы. Все зависит от того, каков уровень самих футболистов, в каких клубах они играют, в каком чемпионате выступают. Не думаю, что для Луческу станет проблемой то, что он только пришел в команду. Наоборот. Когда приходит новый тренер, ему неважно, кто основной, кто запасной. Парни, которые не на первых ролях, будут стараться доказать наставнику, что они достойны основы. Это может сыграть против нас.В любом случае, это лишь добавит градуса будущему противостоянию. Все-таки для Луческу Украина — не чужая страна.
«Для меня матч с поляками был примечательным. Для остальных — вряд ли»
— А вы помните свой дебют в сборной?— Не помню дату, но это был поединок с поляками, который мы проиграли. Товарищеский, не официальный. Для меня он, конечно, был примечателен, но для всех остальных — вряд ли. (15 июля 1998 года сборная Украины на НСК Олимпийский уступила Польше — 1:2. — Прим. Ред.)
— В августе 1999 года вы сыграли за сборную Украины против Болгарии (1:1) — и спустя пару месяцев следующим вашим клубом стал болгарский Левски…— Если честно, даже не догадывался о подобном совпадении (улыбается). Но жизнь и состоит из таких вот вещей. Когда это происходит — не обращаешь внимания. А когда прокручиваешь все в голове — вроде оно и не случайно. — Чуть ранее, в июле того же года вы летали в Ереван на матч с Арменией. Это правда, что после него чуть не произошла катастрофа?
— Правда. При взлете в самолете что-то загудело. Мы сидели сзади, но звук был очень серьезный. Нам сказали — ничего страшного. Но я думаю, что если бы это случилось в полете — могли бы потерять сборную. Мы это уже потом осознали, когда в аэропорту ночевали и ждали нового самолета. Позволили себе немножко коньячка — и руководители, и футболисты. Прекрасно понимали, что все могло быть гораздо хуже.
— Поединок против чемпионов мира, французов, в сентябре 1999-го, помните?
— Конечно. Оба помню. Во Франции я был, но не попал в заявку. А дома отыграл минут 10 или 15 (вышел на замену на 83-й минуте. — Прим. Ред.). Невероятное ощущение! Полный стадион, грозный соперник, в составе которого — лучшие игроки на своих позициях в мире… Было ощущение, что это все происходит не наяву. Я не играл каждый год в Лиге чемпионов, а попасть в сборную из ЦСКА и сыграть на одном поле с Зиданом — фантастика просто! Хотя я неплохо вошел в игру. Не сильно плавал. Что-то получилось за время, которое мне дали на поле.
— Из семи матчей, которые вы провели за национальную команду, какой был самым важным? — Их было не так много, чтобы делить на важные и неважные. Наверное, все же первый стоит особняком — эмоции нереальные… А вообще все поединки в сборной оставили в памяти какой-то след.— Когда вы играли в Болгарии, каким был уровень тамошнего чемпионата?
— Аналогичным нашему. Как минимум не хуже. Те же самые два-три топ-клуба, крепкие середняки. Много футболистов из того первенства уезжали в Турцию и Германию. Европа на них обращала больше внимания. Возможно, это связано с тем, что сборная Болгарии иногда выступала весьма удачно. — Как вы считаете, лучшим в вашей карьере был сезон в Спартаке?
— Ну, не один сезон, а почти полтора (улыбается). У меня была четкая цель. В 2001-м я ехал бороться за чемпионство, я мечтал об этом. Все сложилось. Наверное, это был пик моей карьеры — сборная, Спартак, Лига чемпионов…
— Вы были важным для команды игроком, почему же так мало продержались в клубе? — Было много нюансов. Атмосфера стала портиться, начались скандалы. Уход Сычева, моя ситуация… Такой был менеджмент. Много допустил ошибок.— Последней победе Спартака в чемпионате России радовались?
— Если честно — да. Все-таки я провел там какую-то часть жизни. Было непривычно, что столько лет Спартак остается без трофеев. Это давило на всех — на игроков, на руководство, на болельщиков…
— Как думаете, это одиночный выстрел, или кризис реально миновал?— Учитывая то, как москвичи недавно играли с Зенитом (1:5 — Прим.ред.), снова начнутся разговоры, что Спартак выиграл чемпионат случайно, на старом багаже. Конечно, как раньше, 10 чемпионств, они не завоюют, уровень нынче не тот, нет команд, которые на две головы выше других. Но предполагаю, что сейчас Спартак будет все время бороться за призовые места. Если попадет в тройку, то это не будет случайностью. Плотно за чемпионатом России я не слежу, но ключевые матчи просматриваю.
«Бавария просто вынесла Спартак в Лиге чемпионов»
— Когда вы, выступая за донецкий Металлург, в 2003-м играли против Пармы, чувствовали, что вам противостоит одна из самых сильных команд Италии? — У меня уже был опыт игры против Баварии в Лиге чемпионов — вот там реально ощущалось, что я играю против сильнейшей команды континента. Нас тогда просто вынесли (1:3 — в Москве, 1:5 — в Мюнхене. — Прим. Ред.). Парма такого сильного впечатления не произвела. Но это итальянский коллектив. Итальянцы любят уделять внимание тактике. С ними всегда тяжело. Что ж, с сильными командами играть вдвойне интересно. Наша домашняя ничья 1:1 — это чудесный результат. На выезде шансов было мало (0 — 3. — Прим.ред.). Тренерский штаб поменялся, пришли другие люди, атмосфера была испорчена. В Италию мы ехали не в лучшем настроении. Запомнился Адриано, он тогда руки поотбивал вратарю — очень сильный удар у него…— Если говорить о Баварии, то мюнхенские болельщики славятся своей поддержкой…
— Если честно, то я выключаюсь во время матча. Хотя первое время на поле мурашки бегут по коже, но поведение болельщиков заводит и подстегивает, даже если болельщики чужие. Так намного интереснее.
Мы в Мюнхене играли еще на старом стадионе, на Олимпийском. Не очень-то у нас, конечно, получалось демонстрировать свою лучшую игру, но, как-никак, это хороший опыт.
— Бронза Металлурга в 2003 году — это потолок для команды?
— Вряд ли мы могли подняться выше. И так в тяжелой борьбе с Днепром выиграли бронзовые медали. Тогдашние, да и нынешние Динамо и Шахтер — это другой уровень. Бронза для других клубов — это уже достижение. Рассчитывать на нечто большее, чем третье место, можно, только если у этих команд спад.
— Какой ваш гол запомнился вам больше других?— Сложно выделить один. Помню, что забил важный мяч в московском дерби против ЦСКА. Был гол на 90-й минуте, который принес команде Кубок Содружества. Важно было забить в дерби Софии…
Я не был таким уж великим голеадором, поэтому для меня каждый забитый мяч — на вес золота. Забивать всегда приятно. Это придает уверенности, особенно когда долго не играл. Может, для кого-то это и не самый красивый гол, но для спортсмена — это очень серьезный психологический импульс.
— Вы поиграли против многих известных футболистов. Кого-то выделите?— Сильнее Зидана не видел никого. Когда находишься с ним на одном поле, еще больше в этом убеждаешься. Он умел делать все. Такое впечатление, что ему специально давали неудобные передачи. Он мог принять любой мяч. Это футбольный гений.
— А из своих партнеров кого отметите?— Ну, в сборной Украины я играл с самыми сильными футболистами страны, там каждого можно называть. А если говорить о клубной карьере, то выделю Титова, Бесчастных, Закарлюку, Гочу Джамараули, с которым играли в Металлурге… Боюсь кого-то не назвать. Мне везло на толковых партнеров.