Максим Калиниченко: «Телевидение — хобби. Хочется тренировать»

Аватар Zbirna.com Zbirna.com
26854
0 голосів
Максим Калиниченко: «Телевидение — хобби. Хочется тренировать»
Экс-полузащитник сборной Украины учится для получения PRO-диплома В первой части беседы корреспондента КОМАНДЫ1 с Максимом КАЛИНИЧЕНКО речь шла преимущественно о клубной карьере полузащитника, которую он завершил в 2014 году. Максим, вы сейчас занимаетесь на тренерских курсах? — Да. Учусь, чтобы получить PRO-диплом. Вот, совсем недавно оттрубил очередную сессию. С вами гранит науки грызет весьма колоритная компания? — Достойная (улыбается). Владимир Езерский, Андрей Березовчук, Сергей Нагорняк, Андрей Тлумак, Юрий Вирт, Александр Мелащенко. Боюсь кого-то еще не назвать… Вы уже работали некоторое время тренером в молодежной команде Металлиста. Полезный получился опыт? — Вне всяких сомнений. Прежде всего он был положительным с точки зрения моего восприятия этого процесса. Да и результат вышел неплохим, учитывая, что творилось в Металлисте. Практически все время приходилось мотивировать футболистов, чтобы они работали с полной самоотдачей.    

«На футбольных передачах больше защищаю игроков»

Нынешняя работа на телевидении для вас как хобби? — Думаю, да. Тем не менее это тоже хороший опыт познания футбола с точки зрения специалиста. Правда, закрепиться я там не стремлюсь. Пока полезен, готов этим делом заниматься. Тем более что мне приятно работать в этом коллективе. Значит, когда-то планируете ступить на тренерскую стезю? — Я попробовал тренировать, и мне это понравилось, поэтому в будущем при наличии хороших предложений хотелось бы продолжить движение в том же направлении. На телепередачах футболистам от вас достается часто? — Смею надеяться, что если и достается, то объективно. Я не сторонник того, чтобы заниматься беспочвенным критиканством. Всю свою критику я пытаюсь обосновывать. Хотя в большей степени я лоялен к игрокам, поскольку мне более понятны мотивы тех или иных их ошибок, так как в прошлом я сам был игроком. Думаю, я бы даже назвал себя защитником футболистов. У вас в игровой карьере был случай, когда хотелось сквозь землю провалиться? — Я не вспоминаю о своей карьере, пока меня о ней не спрашивают. Поэтому сразу мне сложно припомнить случай, о котором вы спрашиваете. Как вы, харьковчанин, так и не сыграв ни одного матча за главную команду города, в 1996 году оказались в Днепре, самом принципиальном сопернике Металлиста? — Так получилось. Наш тренер из интерната контактировал с Вячеславом Грозным. На тот момент разрабатывался проект по созданию второй команды Днепра. Собирались талантливые ребята со всей страны, но костяк составляли футболисты донецкого интерната, которые выиграли чемпионат Украины своего года. Ну и нас, четырех юношей из Харькова, прихватили (улыбается). Думаю, для меня это был большой шаг вперед, поскольку в 16 лет ждать приглашения в главную команду Металлиста не приходилось. Тем более что специфика работы тогдашнего тренера металлистов Михаила Фоменко не совпадала со взглядами нашего наставника Владимира Максимова, который прививал нам совсем другие понятия об игре. Футбол Вячеслава Грозного, более комбинационный, был ближе. Так мы и уехали. Был большой скандал, но это уже другая история… Мечта сыграть за команду своего родного города так и осталась мечтой? — Что поделаешь? Так получилось. Зато был уже тренером Металлиста, так что должок частично вернул (улыбается). Есть ли у вас надежда, что Металлист в скором времени вернется в элиту, где, наверное, и должно быть его место? — По крайней мере, существует Металлист 1925. Они пытаются возродить футбол в Харькове. Я знаю тех людей, которые занимаются командой, — амбиций им не занимать. Главное — найти средства для нормальной жизнедеятельности коллектива, тогда, думаю, все будет хорошо.

«Днепр всегда играл честно, и это его губило»

Вам дорогу в большой футбол открыл Днепр. Что запомнилось в начале этого пути? — На тот момент днепряне были одними из лидеров в украинском футболе. Когда я пришел в днепропетровский клуб, то сразу почувствовал совсем другой уровень. На все смотрел с открытым ртом. Таких условий для работы у нас в Харькове не было. В то время в Днепре выступали такие мастера, как Владимир Шаран, Иван Гецко, Александр Паляница, Дмитрий Парфенов, Илья Близнюк. В каждой линии были игроки, которые оставили заметный след в отечественном футболе. Кто помогал освоиться на новом месте? — Такого не было, ведь не один я пришел в Днепр. Но Вячеслав Грозный часто подключал к работе с первой командой молодежь. Особенно когда основные футболисты уезжали в расположение сборной Украины. Так мы понемногу и росли. Какой Днепр, на ваш взгляд, был сильнее образца 90-х или тот, в который вы вернулись в 2008 году? — Это некорректное сравнение, поскольку футбол был разным. Сейчас он намного интенсивнее. К тому же раньше смена поколений происходила чуть ли не через 10 лет, а сейчас через три-пять уже совершенно новая команда… Почему Днепру сложно было соперничать с Динамо и Шахтером? — Днепр всегда играл честно. Я не хочу никого упрекать, но все прекрасно понимают, о чем я говорю. Для того чтобы выигрывать в чемпионате Украины, нужны не только футбольные рычаги, с которыми у Днепра всегда было туго. Поэтому при прочих равных условиях тогда еще днепропетровская команда оказывалась третьей лишней — а то и четвертой, когда на арене появился Металлист Мирона Маркевича… Еще пару лет назад вы могли поверить, что Днепр может прекратить существование? — В это никто не хотел верить. Но в стране пошли достаточно сложные процессы, поэтому было понятно, что футбол ждут серьезные изменения. Просто не думалось, что сильные мира сего начнут решать вопросы финансирования таким кардинальным способом. Но случилось то, что случилось, причем жестко. Металлист стал первой ласточкой, теперь, наверное, на очереди Днепр. Можно вспомнить и запорожский Металлург, который хоть и не был в когорте больших клубов, тем не менее это своего рода легенда, с потрясающей футбольной школой и со своим колоритом. Впрочем, рано или поздно, видимо, должно было произойти очищение отечественного футбола от безумных, ничем не подкрепленных денег. Пузырь, как говорится, лопнул.

«Первым делом нужно поднимать детский футбол»

Сейчас у нас такой уровень чемпионата, что вернуться в большой футбол могли бы и некоторые ветераны… — Не согласен. Для ветеранов пусть будет ветеранский футбол. У нас появилось много молодых амбициозных ребят, нужно помочь им, а в нынешних непростых условиях делать это намного сложнее. Некоторые вчерашние дублеры уже доросли до национальной сборной… — Это тот позитив, которым в теперешнее время можно и нужно воспользоваться. Просто необходимо еще убедить молодых в том, что для них это только аванс, и работы у них еще непочатый край. Зарплаты небольшие, но нужно показать себя, заработать авторитет не на один день, а потом, если будет желание, отправляться в Европу. А еще очень важно сегодня провести реструктуризацию отечественного футбольного хозяйства. Хотя понятно, что стране сейчас не до этого, все выживают, кто как может. Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы прежде всего сделали в украинском футболе? — Начал бы с детско-юношеского футбола. Пригласил бы квалифицированных тренеров, обеспечил их хорошей зарплатой, чтобы они с уверенностью смотрели в будущее, а также позвал бы специалистов, которые на совесть вели бы селекционную работу. Ведь футбол в наше время — тоже дорогое удовольствие (плата за тренировки, бутсы, мячи, форма), и многим родителям не под силу тянуть эту ношу. Уверен, что многие наши таланты отсеиваются, еще не начав серьезно заниматься… Сергей ДЕМЬЯНЧУК   Карта сборов. Куда полетят Шахтер и Динамо?