Моя жизнь в сборной. Андрей Шевченко: «Бобан потом признался, что хорваты были в шоке»

Главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко поделился своими воспоминаниями о выступлениях за главную команду страны в 1997 году В нашей новой рубрике: «Моя жизнь в сборной» — продолжение истории выступления в главной команде страны ее нынешнего тренера, Андрея Шевченко. Во второй части своих воспоминаний мы затронули период из отборочного турнира ЧМ-1998. Тогда, в 1997 году, нападающий киевского Динамо сыграл за сборную Украины девять матчей, в которых забил четыре мяча и отдал две голевые передачи. Моя жизнь в сборной. Андрей Шевченко. 1 часть (1995 — 1996 годы)

«Сабо работал в тесном контакте с Лобановским»

— Для всего украинского футбола начало этого года было ознаменовано возвращением в Динамо легендарного наставника и замечательного человека — Валерия Васильевича Лобановского, — вспоминает Андрей Шевченко. — Безусловно, это сказалось не только на выступлениях нашего клуба, но и на игре национальной команды. Причем буквально сразу. Было очень важно, что в сборной продолжил свою работу Йожеф Сабо. Во-первых, он, по сути, всех нас и собрал тогда в Динамо. Во-вторых, работал в тесном контакте с Лобановским — у тренеров сразу сложились очень хорошие отношения. У нас был одинаковый тренировочный процесс и такая же система игры. Так что перестраиваться особого смысла не было. Даже несмотря на то, что в сборную приезжали ребята из других коллективов. Как раз в то время начиналось восхождение Шахтера, были хорошие футболисты в Днепре и в других клубах.

«Юрий Калитвинцев отдал пас с центра поля…»

С первого дня зимних сборов мне, конечно, запомнились все наши перемены в тренировочном процессе. Мы выиграли Кубок Содружества, показали там хороший футбол, а мне удалось забить на этом турнире семь мячей. Потом Динамо уверенно стартовало в возобновившемся сезоне и уже в первом матче 1997 года, а это был спарринг с Молдавией, за сборную Украины в общей сложности сыграли, кажется, 11 представителей нашей команды. В общем, к продолжению выступления в отборочном цикле ЧМ-1998 мы подходили в хорошей форме и с отличным настроением. В первых матчах года обыграли Албанию в гостях и Северную Ирландию дома. Преимущество в счете было минимальным, но по игре мы выглядели вполне уверенно. В ворота британцев я, кстати, забил свой дебютный мяч в официальных матчах за сборную и первый гол в своем родном городе. Безусловно, я его запомнил. Юрий Калитвинцев отдал роскошный пас едва ли не с центра поля, я хорошо открылся, видел, что успеваю и опередил вратаря. Там было столкновение с голкипером, он меня сбил, но игру я продолжил.

«Ничья с немцами вселила уверенность»

Памятными были матчи с Германией. В гостях у нас, конечно, оказалось не так много шансов, и мы уступили в Бремене со счетом 0:2. Но в Киеве был хороший поединок — и по игре, и по моментам. Для нас это было сродни тесту на прочность. После этого поединка все поняли, что сборная Украины может играть против таких соперников. Мы это тогда сами почувствовали. Да, у нас было много контратак, на это делалась ставка. Но когда ты действуешь в два нападающих, такая тактика весьма эффективна. Мне она позволяла использовать свои сильные качества — на скорости вскрывать пространство на чужой половине поля, брать игру на себя. Недавно я встречал на вашем сайте статистику по матчам того отборочного турнира и обратил внимание на большое количество обводок, которые мне доводилось осуществлять. Под тот стиль игры это было актуально, мы больше действовали на быстрых атаках, и это помогало. Не думаю, что в современной игре у нападающего может быть столько обводок. Когда мы играли против команд, которые оставляли пространство, тогда и получалось обыгрывать. При плотной обороне нужны были другие методы — больше коллективных действий с перемещением мяча. В этом плане моя игра очень поменялась, когда я перешел в Милан. В Италии, когда ты выступаешь за большой клуб, у тебя почти не бывает пространства и времени, и нужно больше позиционной игры. Пришлось адаптироваться, во многом менять свой стиль.

«Самое обидное предупреждение в моей карьере»

Обидной была осечка в домашнем матче с Арменией. Мы повели в счете, продолжали создавать моменты, у соперника хорошо играл вратарь. Все шло к победе, но в конце матча противник наказал нас за ошибку — 1:1. Помню, и тогда, и на выезде я забил армянам с ближней штанги. Не скажу, что именно таким было требование тренера, просто динамика игры диктовала такие условия. Плюс у нас было два нападающих. К игре на опережение мы были всегда готовы и этим умело пользовались — первый форвард постоянно шел на ближнюю штангу… Впрочем, не потеря очков и не забитые голы стали для меня самыми главными воспоминаниями в противостоянии со сборной Армении в 1997 году. Дело в том, что в Ереване я получил желтую карточку, которая не позволила мне сыграть в первом матче плей-офф с хорватами. Пожалуй, это был самый обидный горчичник в моей карьере! Вообще незначительный фол. При счете 2:0 в нашу пользу. Минут за 10 до финального свистка. Арбитр мог бы и не давать ту карточку…

«В дебюте домашней игры мы просто смяли хорватов»

В соперники по плей-офф жребий определил хорватов. Мне было очень обидно, потому что я понимал, что в Загребе эта сборная точно будет атаковать, у нас появятся зоны, и мы сможем создавать моменты. Так, по сути, и вышло. Смотрел трансляцию матча по телевизору, ребята играли хорошо, просто не хватило выездного гола (0:2). Тогда динамовцы Киева были, что называется, на ходу — игра в Хорватии проходила аккурат между памятными матчами с Барселоной в Лиге чемпионов. Впрочем, в ответном поединке мы доказали, что можем обыгрывать хорватов. Конечно, эта игра в первую очередь вспоминается грубейшей ошибкой арбитров, которые ошибочно отменили взятие ворот гостей при счете 1:0. Я хорошо помню, как мы начали этот поединок. В первые 30 минут мы зажали Хорватию у ворот, полностью переиграли! Уже в самом дебюте я пробил головой, потом удачно сыграл на добивании после выстрела Юрия Калитвинцева, затем пробил сам, а первым на мяче оказался Виталий Косовский. Но этот гол судья не засчитал — вот где VAR точно не помешал бы (улыбается). Кажется, все это произошло за каких-то семь минут. Мы прилично нагнетали обстановку у ворот сборной Хорватии. Спустя годы мой партнер по Милану Звонимир Бобан признался, что они были просто в шоке. Знали, что у нас хорошая команда, но все равно не ожидали такого футбола. Жаль, что этот отмененный гол немного сбил динамику нашей игры, а потом, перед перерывом, Ален Бокшич, не без помощи рикошета, по сути, снял все вопросы относительно исхода нашего противостояния.

«Мы ставили новые цели…»

Можно долго спорить о том, как бы пошла игра, если бы счет стал 2:0. Как и о том, чего бы добилась эта сборная в 1998 году на чемпионате мира во Франции. Да, нам было очень обидно, у нас была хорошая команда, но мы старались реально смотреть на ситуацию. Воспринимали жизнь такой, какая она есть, ставили новые цели и, много работая, постепенно к ним шли. В том отборочном цикле сборная Украины опередила Португалию, достойно выглядела на фоне Германии, переигрывала Хорватию. Мы почувствовали вкус большого футбола… Евгений ГРЕСЬ Продолжение следует. Моя жизнь в сборной. Сергей Ребров: "В США премии платили незнакомые люди"

Лента новостей

Українські інтернет казино